В Вологодской области вовремя не успели реализовать проект АИС «Контингент» - систему учета школьников - и теперь по решению суда должны выплатить в федеральный бюджет почти 2 млн. рублей.
Подождет до завтра
10 июня 2015 года правительство Вологодской области заключило соглашение с Министерством связи и массовых коммуникаций, согласно которому региону была выделена субсидия из федерального бюджета на реализацию трех проектов. Проекты были ориентированы на «становление информационного общества» в области. В соглашении было обозначено, что субсидия полностью должна быть освоена до 31 декабря 2015 года.
Регион получил 21 900 000 рублей, перенаправив 23 сентября того же года деньги в БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования». Часть этих денег должна была быть потрачена на реализацию проекта АИС «Контингент».
3 ноября центр опубликовал на сайте госзакупок уведомление о поиске подрядчика на "Выполнение работ по созданию в целях предоставлении услуг в электронной форме регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам". Иными словами, планировали разработать систему учета данных школьников. Начальную (максимальную) стоимость контракта установили на отметке 12 170 000 рублей.
Фото аккаунта @giskontingent в Twitter
20 ноября аукцион выиграло ООО "Центр информационных технологий "Аверс", предложив цену в 7,9 млн. рублей. Однако контракт с фирмой был заключен только 2 декабря. На выполнение всех работ фирме отвели всего 7 дней. Сроки исполнения контракта были ограничены 10 декабря 2015 года.
Уложиться в неделю с таким объемом работ у фирмы не получилось. Стоит отметить, контракт организация добросовестно старалась выполнить на протяжении следующих шести месяцев.
2 июня 2016 года ЦИТ «Аверс» направила в адрес директора центра информатизации решение об отказе от исполнения контракта, в котором указала, что в срок до 5 декабря 2015 года чиновники центра информатизации должны были уведомить фирму о том, что готов комплекс технических средств, который необходим для исполнения обязательств по контракту.
«Однако исполнителем было установлено отсутствие готовности комплекса технических средств, отсутствие средств защиты информации, не позволяющие в полном объеме выполнить контракт, о чем неоднократно уведомлялся Заказчик. Кроме того заказчиком до заключения контракта была сокрыта информация о том, что в Вологодской области вопросы заключения государственных услуг на ЕИГУ ( разработка и размещение портальных услуг) решает исключительно ПАО «Ростелеком», без заключения договора с которым невозможно выполнение указанных работ», - сообщила ЦИТ «Аверс».
В декабре 2015 года ЦИТ обратилось в ПАО "Ростелеком", однако проект договора не был получен фирмой. Такая же ситуация вышла и с другими работами.
В итоге ЦИТ решил разорвать контракт. Центр информатизации пошел на попятную и обратился в суд с просьбой признать недействительным решением о разрыве контракта. Суд первой инстанции оставил дело без рассмотрения. А в апелляционном суде правительство уже изменило свою точку зрения и разорвало контракт, но по вине подрядчика.
Через три года вся эта история всплыла в арбитражном суде Москвы.
Не виноватая я
18 июня 2019 года арбитражный суд Москвы принял решение по иску правительства Вологодской области к ЦИТ Аверс о взыскании убытков в сумме 1 779 599,82 рублей.
Дело в том, что, в соглашении о предоставлении субсидии прописано: если чиновники не смогут реализовать деньги, предоставленные федералами, они должны вернуть 10 млн рублей обратно в федеральный бюджет, а так же 1 779 599, 82 рублей в связи с тем, что не достигнут показатель результативности. Если 10 млн рублей чиновники вернули федералам сразу, то со второй суммой возникли проблемы.
С 11 по 20 сентября 2017 года проверочной группой управления Федерального казначейства по Вологодской области в департаменте образования области была проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета.
В акте проверки говорится, что чиновниками были не достигнуты показатели результативности использования субсидии по проекту АИС «Контингент», в связи с чем возврату из бюджета Вологодской области в федеральный бюджет подлежат средства в сумме 1 779 599 рублей 82 копеек.
Правительство решило взыскать эти деньги как убытки с коммерческой структуры, в связи с тем, что та не исполнила контракт. И арбитражный суд Москвы удовлетворил иск чиновников.
Однако 30 сентября 2019 года девятый арбитражный апелляционный суд данное решение отменил, в связи с тем, что ООО ЦИТ Аверс не является лицом, которое несет обязательств по своевременному освоению субсидии и достижению результативности.
По мнению апелляционного суда, ответственность за реализацию субсидии целиком и полностью лежала на правительстве Вологодской области. При этом в решение апелляционного суда сказано, что Бюджетное учреждение системы образования Вологодской области «Центр информатизации и оценки качества образования» имело возможность расторгнуть контракт с Аверс еще в декабре 2015 года и, имея в своем распоряжении средства субсидии, достигнуть показателей, на которые она была выделена.
«Учреждение заключило с ООО ЦИТ «Аверс» контракт от 02.12.2015 № 91 со сроком выполнения работ по Контракту не позднее 10.12.2015, тем самым, полагало, что указанные работы можно выполнить менее, чем за 10 дней. Учитывая, что заключенное между Правительством Вологодской области и Минкомсвязи России соглашение от 10.06.2015 № ОП-П8-Ю136 предусматривало необходимость выполнения работ в срок до 31.12.2015 и подписания соответствующего, бюджетное учреждение системы образования Вологодской области «Центр информатизации и оценки качества образования», действуя разумно и добросовестно, имело возможность расторжения 10.12.2015 контракта с Ответчиком, полагая его неисполненным и последующего выполнения работ в срок до 31.12.2015 самостоятельно или с привлечением иных лиц», - написано в решении.
Однако, никаких действий, направленных на достижение результативности по субсидии, чиновниками предпринято не было. В итоге у правительства Вологодской области возникла обязанность вернуть, помимо 10 миллионов субсидии, еще почти 2 миллиона бюджетного принуждения в федеральный бюджет.
«Именно неисполнение истцом в установленный срок обязанности по возврату субсидии в полном объеме повлекло применение к нему меры бюджетного принуждения», - заключили в апелляционной инстанции.