Тапки, валенки, кеды, ботинки, сумки, подушки ручного валяния, вышивка и батик – все это можно увидеть на выставке работ шекснинской мастерицы Натальи Кириловой. Все предметы экспозиции «Душа полна тепла и света» можно потрогать, примерить, а большинство даже купить.
«Просто делала и дарила»
Наталья Кирилова живет в деревне Слизово и рукоделием занимается всю жизнь.
- У меня пятеро детей - три дочери и два сына, семеро внуков. У меня в семье это востребовано - носочки, рукавички, шапочки, шляпочки. Я все время чем-то занималась.
На пенсию женщина вышла в 50 лет, но еще шесть лет продолжала работать. А потом решила полностью посвятить себя рукоделию.
- Когда получила квиток с суммой пенсии, поняла, что на нее мне не прожить и нужно что-то делать,- рассказывает Наталья Алексеевна.
В то время одним из видов рукоделия, которым занималась мастерица, было шитье кукол.
- Я шила куклу, и она у меня не рождалась: не могла подобрать волосы. Тогда я взяла ее и пошла в магазин. Все перепробовала. И тут продавец предложила мне взять кусок шерсти. Мне это было интересно. Я пришла домой, включила компьютер и стала смотреть. Открываю, а там такие тапки! И все. Я заболела. Я год валяла тапки, остановиться не могла. Просто делала и дарила, - делится эмоциями Наталья Кирилова.
Свой первый доход от любимого хобби Наталья Алексеевна получила спустя шесть лет, поучаствовав в историческом фестивале в деревне Братково в 2013 году - знакомая мастерицы предложила ей поторговать там тапками. Рукодельница долго сомневалась, но потом решилась. Из десяти пар тапок восемь купили участники фестиваля из Москвы и Санкт-Петербурга.
- Я тогда поняла, что я научилась. Раз берут, значит, нравится. Конечно, я продала не по такой цене, по которой продают на ярмарке мастеров, но я была рада! Для меня это была хорошая цена, на вырученные деньги купила шерсть,- вспоминает Наталья Алексеевна.
«Делай то, что любишь, и люби то, что делаешь»
О своих первых валенках мастерица вспоминает с улыбкой на лице. Их она хранит до сих пор, но мало кому показывает и характеризует одним словом – «носибельные».
Сейчас валенки Натальи Кириловой носят не только в России, но и за ее пределами: в Германии, Италии, Америке. Первый заграничный заказ был из Китая.
- Это был 2014 год. Заказчик из города Гуанчжоу, бизнесмен. Он купил в Москве павлопосадский платок и сказал, что к этому платку нужны валенки. Я делала эти валенки три месяца. Волновалась безумно. Это были мои первые валенки, которые ушли за границу,- рассказывает Наталья Алексеевна.
Сейчас рукодельница валяет рукавички, шляпки, шарфы, жилеты, сумки и подушки. От ее работ не оторвать глаз. Для валяния рукавичек и носков используют шерсть, с которой овца ходила зиму, ее состригают весной, а для изготовления обуви – шерсть, с которой овца ходила летом, так называемую осеннюю. Она прочесанная, но не мытая. Моют ее уже в процессе изготовления изделия. Так, из шерсти оттенка бежевого цвета получаются белоснежные валенки.
Со слов мастерицы, создавать такую красоту может каждый, важно лишь помнить несколько правил.
- Делай то, что любишь и люби то, что делаешь. Тогда все получится,- советует Наталья Кирилова.
Еще один важный момент - творческое настроение.
- Бывает, утром проснусь, понимаю, что много заказов, например, на тапки, но вместе с этим понимаю, что не хочу их сегодня валять. Тогда сажусь и вышиваю или валяю шляпку. Делаю то, что хочется сегодня. Чтобы что-то получилось, нужно настроение!
Самый важный 1%
Однако одного настроения и информации из соцсетей, чтобы создавать валяные вещи, недостаточно. Наталья Кирилова ездит на мастер-классы умельцев мирового уровня.
- Такие нюансы бывают, вроде делаешь все так (ред.- по видео мастер-класса в соцсети), а получается не так. В мастер-классах в соцсети показано 99%, а самый важный 1% можно узнать только платно на мастер-классах вживую,- рассказывает Наталья Алексеевна и показывает валяную жилетку. - Она без швов. Если в шитье мы делаем выточку, то здесь ее не делаем. Жилетка должна лечь по плечу, под грудью должно быть не плоско.
Столичные мастер-классы стоят дорого. От реализации своих работ мастер оставляет лишь 10-13% выручки, остальное вкладывает в свое обучение и развитие - старается участвовать в различных выставках, фестивалях и ярмарках.
- Бывает, приезжаешь на ярмарку, а кто-то такое уже сделал. Значит, я это должна убрать и на следующую ярмарку сделать что-то другое. Чтобы товар продавать, нужно чтобы он отличался. А чтобы он отличался, нужно расти, -объясняет мастерица.
Успех в Лондоне
В 2016 году Наталья Алексеевна хотела поучаствовать в одной из выставок в Вологде и специально для экспозиции сваляла три пары валенок - черные с жар-птицей, белые с петушком и серые с цветами. Однако отборочный тур ни одна пара не прошла. Тогда мастерица выложила фотографии валенок на своей странице в соцсети ВКонтакте на продажу. Там их заметили организаторы лондонского фестиваля «Этно Арт Фест» и предложили поучаствовать в нем. Однако для этого нужно было заплатить взнос участника - 22 тысячи рублей. Таких денег у Натальи Кириловой не было, и если бы не родственники, работы вологодской мастерицы в Лондоне так бы и не увидели.
- Сын дал немножко, дочка дала немножко, сестра дала немножко. В общем, мы насобирали, и я съездила в Москву (ред.- работы собирали в Москве).
Конкурс шел в три этапа: сначала была выставка в Москве, потом - фестиваль в Лондоне, затем снова выставка в столице.
- Мои валенки гуляли с апреля, привезла их домой уже в январе. А потом мне пришло письмо, что у меня второе место. После этого организаторы «Этно Арт Фест» предложили мне сделать персональную выставку в Москве, но все, конечно, платно, и я отказалась, - рассказывает Наталья Кирилова.
В этом году вологодская мастерица уже получила приглашение от организаторов заграничного фестиваля, но все опять упирается в финансы.
- Денег нет. Мы выстроили мастерскую в долг. У нас вопрос стоял - или мне мастерскую строить, или веранду менять. Пристроили к дому с таким расчетом, что когда-то я перестану валять, а помещение останется. Мне муж сказал, если сделать мастерскую отдельно, то не увидит меня вообще. А здесь дверь откроет, и я рядышком. Мне даже шнур перекинули туда, теперь и компьютер в мастерской стоит. Я, бывает, и засыпаю там,- рассказывает рукодельница.
Свои знания Наталья Кирилова передает дочерям.
- Они и вязать умеют, и шить. Две дочери, Прасковья и Зоя, умеют катать, но для себя. Раз умеют, значит, им когда-нибудь это пригодится, - уверена женщина.
Проводить мастер-классы для широкого круга людей в ближайшее время Наталья Алексеевна не планирует. Ссылается на то, что плохо умеет объяснять.
- Когда меня в Союзе художников в Москве принимали, меня председатель комиссии попросил рассказать, как получаются тапочки. Конечно, кроме готовых работ, которые я с собой привезла, у меня ничего не было. Я ему 40 минут, как могла, на пальцах объясняла. Он меня внимательно слушал, а когда я закончила, спросил: а тапок-то как получился? Но в Союз художников меня все-таки приняли, - рассказывает вологжанка.
Те самые валенки, покорившие Лондон.
Бабушка Наташа
Теперь в планах у шекснинской мастерицы – половики.
- Половики хочу научиться ткать, хорошо ткать. Задание для меня лично – мне надо раздобыть ткацкий станок!
Учиться ткать Наталья ездит в Шексну, новое направление в рукоделии ей очень нравится. Невозможное – возможно, было бы желание!
Сейчас сложно представить, что когда-то Наталья Кирилова жила в городе. Она родилась на Урале, в Челябинске, но вот уже больше 40 лет живет в деревне Слизово Шекснинского района, сюда ее привез муж. Наталья Алексеевна очень долго привыкала к деревенской жизни и первую зиму проплакала, а потом ей там понравилось.
Ребята в деревне называет ее бабушкой Наташей. А вот по паспорту у бабушки Наташи совсем другое имя – Нурия. Мама мастерицы была татаркой, отец – русским, когда мама умерла, отец женился на русской женщине. Так и звали ее всю жизнь русским именем Наташа.
- Меня это не касалось, пока не стала собирать портфолио. У меня всякие дипломы есть: когда паспорт просили, диплом выдан на Нурию, когда нет – на Наташу, - улыбается рукодельница.
Выставка Натальи Кириловой будет работать в выставочном зале Фонда гражданских инициатив до 1 июня. Вход свободный.