Что делать родителям, если ребенок вступил в «группы смерти»: советы психологов

[ Общество ]

Из-за шумихи в интернете, так называемые  «группы смерти» в социальных сетях стали настолько популярны, что теперь известны каждому школьнику. Дети массово вступают в эти группы ради любопытства, чтобы потом обмениваться впечатлениями с одноклассниками. В интернете много пугающих статей, о том, чем могут закончиться такие игры, поэтому родители, узнав, что их ребенок вступил в такую группу, начинают в панике совершать много ошибок: устраивают скандалы, хватаются за ремень, сажают ребенка под домашний арест…

Как же лучше поступить родителям в таком случае? Об этом мы спросили двух специалистов - психолога Надежду Гольбрайх (Вологда) и Лию Шарову, руководителя сети частных школ безопасности для детей от 5 до 17 лет и их родителей «Стоп Угроза» (Москва).

- Надежда, к вам уже обращались с такой проблемой родители вологодских школьников?

Н.Г. - На консультациях были дети, находящиеся в группах. Некоторые вступали из интереса, но из-за страха причинить себе боль задания не выполняли и на угрозы админов смогли написать: «Вы ничего не сможете сделать, я расскажу маме». На этом переписка прекращалась. Или родители настораживались, когда дети вели себя неадекватно: мылись под душем в одежде, просыпались по ночам, чтобы зайти в социальные сети. И уже взрослые били тревогу. Сами дети про эти случаи часто говорят открыто, передают окружающим новости.

- Как дети сами объясняют, зачем они вступали в эти группы?

Н.Г. - По-моему, интерес у подростков стал подогреваться благодаря всеобщей информации. Ребята сами рассказывают: «Я все знаю, но что я, дурачок? Я их сам могу перехитрить!» И вступают в игру, чтобы доказать «кто кого». Например, вместо своих фотографий с выполненными заданиями, отправляют фото из интернета и т.д. Но опасность в том, что неизвестно, какими методами могут воспользоваться манипуляторы. И в какой-то момент ребенок может растеряться и испугаться. Особенно когда получает в свой адрес угрозы: «Если ты не выполнишь следующее задание, мы убьем твоих близких».

- По каким признакам можно понять, что ребенок «в игре»?

Н.Г. - Настороженность должны вызывать неожиданная замкнутость, закрытость ребенка, появившиеся страхи, тревожность. Ребенок не высыпается, выглядит вялым. Настроение резко может изменяться. Но! Это могут быть и возрастные изменения, и результат конфликтов с кем-то, поэтому не стоит сразу делать «страшные выводы».

- Что, по-вашему, следует сделать родителям для профилактики?

Н.Г. - На родительском собрании в классе у дочки как раз обсуждали эту тему. И родители высказали несколько идей. На уроке обществознания написать эссе на тему «правила безопасности в соцсетях». Можно предложить сделать это анонимным и обсудить затем. Провести классный час на эту тему. Ввести родительские пароли на гаджеты, определенные ограничения. Ведь мы отвечаем за жизнь и безопасность детей. По крайне мере, до 18 лет.

А родителям можно обсуждать с детьми статьи на эту тему. Но без паники и нравоучений. Говорить о том, как им дорог их ребенок, как его любят, высказывать свои чувства и переживания, придумывая вместе, как можно сказать «нет», что делать в той или иной ситуации. Важно как раз донести до ребенка, что в такой «игре» им управляют.

Если в семье доверительные отношения, уважение друг к другу, то, как правило, ребенок не будет себя испытывать, вступая в подобные группы.

- Лия, а что вы посоветуете родителям в такой ситуации? Куда бежать? За что хвататься?

Л.Ш. - Ни на уровне школы, ни на уровне спецорганизаций практически ничего не поделать, разве что тотально контролировать каждый шаг детей в сети, но и на это у родителей нет ни времени, ни возможностей. Шумиха и паника вокруг суицидальных групп подстегнула всех детей «хотя бы попробовать поучаствовать».

- Насколько это опасно?

Л.Ш. - На практике это не так опасно, как кажется, но чтобы серьезно изменить ситуацию, этим должны заниматься родители, возможно, иногда психологи и специалисты. Проблема в том, что тотальное большинство мам ничего кроме как охать и ахать, пересказывать друг другу ужасы и пересылать ссылки на пугающие статьи и сюжеты не могут. Они не дружат со своими детьми в соцсетях, не смотрят видеоблогеров, которые влияют на мышление их детей, не читают их книг, не слушают их музыку, критикуют «всю эту фигню», не спрашивают у детей ни о чем кроме «как дела в школе?» и «ты пообедал?», ну и про оценки. Родители не фильтруют свои вечные потоки оценочных суждений. И если в начальной школе они еще могут что-то контролировать, то через пару-тройку лет они вообще не смогут влиять на своих подростков. Дети филигранно умеют обойти запреты, у многих есть вторые и третьи страницы в соцсетях, с которых они бесконтрольно общаются с кем угодно. Так что тут проблему можно решить только индивидуально со своим ребенком и со специалистами в классе/группе, которые не будут ни нагонять панику, ни действовать в лоб, как родители и учителя.

- Как обычно, по вашему опыту, родители поступают в таких случаях?

Л.Ш. - Я каждый день общаюсь с детьми разных возрастов и часто с родителями. И точно знаю, что 99 из 100 мам живут на другой планете, и как они туда попадают, для меня загадка. Они не могут ничего кроме как одергивать, говорить одинаковые фразы из серии «вы разучились общаться», «как можно смотреть эту чушь?» и «у тебя зависимость от интернета», ну и просто запрещать, не разбираясь. И пугать тоже могут.  Будто ребенок, услышав критику или посмотрев сюжет, должен «все понять». Пару дней назад вела семинар с родителями пятиклассников. Пара мам готовы измениться, остальные нет. Очень удобно обвинить «внешнего врага», каких-то людей, которые подталкивают детей к суициду, опасным играм и испытаниям. Наверное, это было во все времена: «Мой сын хороший мальчик, он просто попал в плохую компанию», «моя девочка всегда была честной и порядочной, но дурное влияние ее подруги...».

Я предлагаю родителям детей от 10 лет и старше пройти этот тест. За все утверждения, на которые вы ответили "да", начислите себе по 1 баллу:

1. Вы знаете топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы слушаете его любимую музыку и не критикуете ее. Ваш ребенок сам делится с вами любимой музыкой.

2. Вы знаете топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрите их ролики, вы в курсе их тем, философии, новостей. Ваш ребенок сам иногда показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики.

3. Вы – взаимные френды во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками.

4. Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей, даже если видите там нецензурную лексику или эротику, даже если вам что-то кажется глупым, опасным, неприятным, шокирующим. Когда вы заходите в комнату, ребенок никогда не закрывает окно монитора или телефона. Ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях.

5. Ваш ребенок, приходя домой из школы, с курсов, или еще откуда-то, с удовольствием делится с вами впечатлениями, новостями, проблемами.

6. Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом».

7. Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся.

8. Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка. И крайне редко повышаете на него голос. Если вы неправы, вы всегда извиняетесь перед ребенком.

9. Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с другом. Вы не задаете каждый день одни и те же вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?», «Пообедал?»

10. Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», двойках, влюбленностях, обманах, проявлениях трусости или агрессии, депрессиях, ссорах, конфликтах с вашими собственными родителями, о том, когда вы попробовали алкоголь, сигареты или наркотики и других вещах, не делающих вас «хорошим примером».


0-4 балла. Вы – обычный родитель, такой же, как и 90 процентов других мам и пап.  Ваш ребенок часто думает, что вам есть дело только до его успеваемости и здоровья, но не до того, из чего, на его взгляд, по настоящему состоит его жизнь: друзья, интересы, книги, музыка, соцсети и блоги, новости и проблемы. Как и большинство подростков, с возрастом ваш ребенок отдалится от вас, считая, что в случае проблемной ситуации, конфликта или даже опасности от вас будет немного пользы. Вы склонны давать оценку раньше, чем проявлять эмпатию. Вы критикуете то, что вам не нравится, запрещаете то, что вас пуга

Возможно чуть больше искреннего интереса и терпения откроют вам новые возможности для общения с вашим ребенком. Ответы «Да» на все 10 вопросов сделают вас идеальным родителем и другом для вашего подростка.

5-8 баллов. Такие родители, как вы, попадаются нечасто, не больше 10 процентов. Вы не совсем забыли о том, что значит – быть подростком. Вы не просто любите вашего ребенка, но и уважаете его, считаетесь с его мнением. У вас есть большой шанс не потерять доверие и стать настоящими друзьями. Но ответы «Да» на те вопросы, на которые вы пока ответили «Нет» - это большой и интересный объем дальнейшей работы над взаимопониманием и безопасностью своей семьи.

9-10 баллов. Возможно, вы инопланетянин. Или супер-продвинутый сверхчеловек. В любом случае, вашему ребенку очень повезло с вами. От всей души желаем вам не свернуть с этого пути доверия, понимания и уважения даже в тех случаях, когда очень хочется отругать подростка, запретить, не разбираясь или махнуть рукой, не вникая в его проблемы. Побольше бы таких родителей, как вы!

Сделать так, чтобы на каждый из 10 вопросов вы ответили «да» — и есть решение проблем, не только с суицидальными группами, но и многих других. Именно это в наших, родительских силах. И именно такие отношения: доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребенка, и есть – главная защита от сотни опасностей, каким бы новыми, жуткими и коварными они ни были.