«Правда и вымысел вологодских легенд: БЕЛОРИЗЦЫ» – так звучит тема заседания Вологодского исторического дискуссионного клуба, на которую он приглашал всех желающих. Довольно скоро оказалось, что этим товарищам нужно только лишь одно – подискутировать. Тема потребовалась просто как общий ориентир.
Ведущий (Иван Попов, если меня не обманул слух) коротко указал, что легенда развивалась несколько веков, и даже во время Великой Отечественной небо Вологды защищали двое белоризцев. После этого он представил докладчика и сообщил регламент мероприятия (40 минут выступление Романа Биланчука, потом 50 минут дискуссия). Начали с места в карьер.
«Мой коллега, великий французский учёный...» – приступил докладчик, и я понял, что пришёл по адресу. Оказалось, что в сознании общества существуют мифы, легенды и прочие культурные явления, которые ни в коем случае не следует оставлять без рассмотрения. Так давайте же их рассматривать! Минут пять звучали подобные туманные словеса. Постепенно стало понятно, почему название доклада Биланчука ни в малейшей степени не соответствует заявленной теме и звучит как «Метаморфозы культурной памяти».
В целом вступление я благополучно прохлопал ушами, потому что наивно решил, будто оно нужно лишь для затравки. Как же я ошибался! Из последующей дискуссии выяснилось, что именно в эти пять минут и прозвучала основная причина собрания, а легенда о белоризцах послужила лишь поводом.
Мало-помалу докладчик перешёл к сути сюжета.
Первопричиной всему стал герб. В конце прошлого тысячелетия перед Вологдой встала острая насущная необходимость в гербе. Нельзя ведь без герба. Герб – это самая важная часть города Вологды. Впрочем, как и гимн, который никто не знает. Хотя он есть. В общем, срочно нужен герб, прямо кровь из носу. Но – прежний почему-то не устраивает, а нового нет. Что делать? Хватились за голову.
И придумали взять старый, дореволюционный, и решительно осовременить его, сделав парадную версию. Парадная – это когда вокруг герба ещё что-то пририсовано. Например, щитодержатели. На роль этих горемык выбрали двух белокурых бестий – белоризцев.
Кто такие белоризцы?
Версий не меньше двенадцати штук, из них канонических – две (если вам когда-то казалось, что канонической может быть лишь одна версия, срочно забудьте своё заблуждение. Здесь их две, и обе канонические).
Одна каноническая версия опубликована на сайте областной администрации, а зародилась во глубине девяностых годов прошлого столетия. Заключается в том, что два чудесных юноши в белых одеждах спустились с неба и разгромили врага, который осаждал Вологду. Когда это было – не суть. Кто враг – несущественно. Благодарные вологжане на следующий день погребли храбрых белоризцев.
Эта версия родилась в «муках исторической памяти», как свидетельствуют очевидцы, и должна была как раз-таки оправдать появление на парадном гербе Вологды двух меченосцев, содранных прямиком с герба города Монако. Как выяснилось в ходе последующего обсуждения, автор проекта, Олег Свириденко, был отчислен уже с первого курса (истфака?). Ну, отчислен и отчислен. Это обстоятельство даже помогло придумать ему такой герб.
Другая каноническая версия написана пером в минейной редакции Жития Дмитрия Прилуцкого. Дата создания – конец XV века. (Впрочем, в ходе дискуссии установили, что датировку текста сделала Украинская, а она особа крайне экзальтированная, и верить ей нельзя ни на грош. Кстати, в Питере историки все такие).
Докладчик бодро прочёл по-древнерусски «Чудо о Вологде» – ту часть Жития, которая повествует о белоризцах. Перескажу своими словами. Значит, в Спасо-Прилуцком монастыре один молодой монах молился-молился, да и задремал. В «тонком сне» он увидел, как из своей могилы выходит Дмитрий Прилуцкий, умерший полвека назад, и сразу его узнал. В смысле, монах узнал Дмитрия. Хотя и Дмитрий, несомненно, узнал монаха. Дмитрий сделал пальцем знак «тссс, только никому не говори» и вышел из монастыря. Продолжение увидели один добрый вологжанин и ещё монашенка, которая жила в Вологде. Им приснилось, что Дмитрий Прилуцкий идёт из Спасо-Прилуцкого монастыря к осаждённой Вологде, и по пути, на кладбище, встречает двух мужиков в белом. Приводит их к Вологде и показывает, как укреплять стены города. Белоризцы берут брёвна и подпирают все четыре стены. Докладчик велел обратить внимание на число четыре, потому что четыре – это сакральное число. Оказалось, это ссылка в никуда, потому что больше число «четыре» не прозвучало ни разу. Короче, Дмитрий Шемяка, осадивший Вологду, понял, что ловить ему здесь больше нечего, и ушёл восвояси. И – да, естественно, никто не погиб.
Чуть позже, в исторической справке, которую дал А. В. Быков, прозвучало, что в истории нет факта нападения Шемяки на Вологду. Рядом были владения его тестя, и вообще Вологде Шемяка доверял. Так что не осаждал, зуб даю. А раз не осаждал, значит, и не было ничего.