Настоящие сокровища часто бывают неприметны и не очень известны. Живет вот с вами сосед, обычный вроде бы, приветливый. Проходит время, и вы узнаете, что человек этот — благотворитель, меценат или великий подвижник. И с местом такое случается: проезжаете мимо него тысячу раз, а на тысяче первом узнаете о нем какую-то удивительную историю. Павло-Обнорский монастырь стал для меня именно таким открытием. Много раз проезжал я мимо. Если бы знал, конечно же, давно бы свернул на эту дорогу:
И намного раньше увидел бы это чудо: один из древнейших монастырей Русского Севера.
Подумать только: седьмое столетие идет Обители, основанной учеником самого Сергия Радонежского — Павлом Обнорским! Тяжелую годину пережил монастырь: в начале 20-го века молодая и еще во многих вопросах глупая Советская власть растерзала его, уничтожив множество строений, включая Троицкий собор. Но у некоторых духовных мест есть потрясающее свойство — восстанавливаться даже после тяжких испытаний. Сегодня Обитель постепенно возрождается, своим примером давая надежду многим людям.
Во время моего приезда фотосъемка внутри монастырских стен была запрещена. Что ж, жаль, но это право монахов — решать, как им организовывать и оберегать свою духовную жизнь. Можем лишь пожелать, чтобы когда-нибудь запрет был снят. Ведь внутри много интереснейших малых архитектурных форм (деревянных), созданных чьими-то золотыми руками. А еще на территории Обители живет одна из самых милых собачек, которых я встречал в своей жизни, его имя — Мух. У него это написано на конуре. Я много, где бывал, но воспоминания о пребывании в этом месте остались особые. Там очень светло и как-то спокойно-спокойно и легко.
Мне рассказывали, что в одном из строений монастыря сохранился древний пол. Из досок метровой ширины, сделанных столетия назад из цельных деревьев. Да много там прекрасного: ворота каменные, здания. Этим стенам, кирпичам века, чего они только не видели, сколько слышали молитв, сколько согрели душ. Шли времена, текла жизнь. Русь, Российская Империя, СССР и снова Россия... а где-то в лесах Вологодчины-Новгородчины стоял и стоит монастырь. И дай Бог ему стоять и дальше века и века нескончаемые. Может быть, в том числе и его молитвам облегчается жизнь многострадальной нашей Родины.
Монастырь стоит на окраине села Юношеского, среди милых домиков, рядом течет небольшая, но веселая речка. А на горе — еловая роща, посаженная монахами в 1862 году. Ельник часто неприветлив. Это естественная природная особенность: темные стволы, большая плотность деревьев, ветви до самой земли и отсутствие яркой растительности внизу (почва елового леса кислая) делают такой лес мрачноватым. Но в этом случае деревья были высажены на горе и с определенной логикой, поэтому получилось просто чудно: празднично и светло.
Из таких мест жаль уезжать, в них хочется возвращаться. Они остаются в памяти.