Продолжая делиться впечатлениями от недавней поездки по Вологодчине перехожу к ключевому этапу путешествия — городку Тотьма с его уникальной архитектурой.
Основанный в 1137 году на берегу реки Сухона в
Тотемскими купцами была вывезена пятая часть всей пушнины, добытой на Американском континенте в течение полувека. Столь прибыльное занятие позволило местным купцам во второй половине XVIII века выстроить богатые храмы в совершенно избыточном для небольшого города количестве.
Напоминающие силуэты парусных кораблей тотемские храмы выполнены преимущественно в стиле барокко, причем настолько своеобразном и уникальном, что была выделена отдельная ветвь провинциального зодчества — «тотемское барокко» с его изюминкой — орнаментальным декором фасадов — картушами, или, как их называли в XVIII веке, «клеймами».
Поставленные в наиболее выигрышных для обзора точках города эти стройные и нарядные здания превращают Тотьму в настоящую сокровищницу провинциального зодчества XVIII века.
На приведенном выше фото начала XX века запечатлены расположенные в центральной части города комплексы храмов Входа Господня в Иерусалим и Иоанна Предтечи (слева) и Рождества Христова с отдельностоящей колокольней (справа), причем последняя до наших дней не сохранилась.
Однако, обо всем по порядку: Христорождественская церковь построена в два этапа. В 1746 — 1748 годах возведен нижний, теплый храм, освященный в честь Рождества Христова, а в 1786 — 1793 годах — верхний, холодный, освященный во имя святителя Николая Чудотворца.
Нижний вытянутый в продольном направлении храм включает традиционно пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью, декор которых сочетает в себе скромные барочные формы с древнерусскими.
Верхний храм представляет собой высокий двусветный четверик, к которому примыкают пятигранный алтарь с востока и короткая трапезная с крыльцом с запада. Грушевидная купольная кровля четверика увенчана малым световым восьмериком, несущим еще два последовательно уменьшающихся стройных восьмигранника с главкой.
Вход в верхний храм выполнен в виде двухъярусного восьмигранного крыльца с крытой лестницей-всходом в два марша.
Нарастающая вертикальная устремленность храма прослеживается и в рисунке пышных картушей: под нижними окнами они еще растянуты в ширину, между ярусами — равнонаправленные звездчатые и смотрящие ввысь над верхними окнами.
Христорождественский храм после восстановления передан РПЦ и ныне является действующим, мы же перейдем к следующему, наиболее эффектному из местных храмов — Входоиерусалимскому.
Примечателен он тем, что сооружен целиком в период расцвета тотемского барокко на средства братьев Пановых, основателей крупнейшей в то время компании по освоению «Русской Америки» в
Впечатляюще устремленное вверх монументальное здание представляет собой пятиглавый храм в два этажа с пятигранной алтарной частью, короткой трапезной с притвором и колокольней. Нижний теплый храм был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, холодный верхний — во имя Николая Чудотворца.
Основной кубический объем с тремя рядами высоких окон свободно взмывает вверх. Венчают его высокая кровля и пять изящных глав на стройных двухъярусных восьмериках, центральный из которых является более крупным и световым.
Вертикальная устремленность храма наиболее заметна с востока, где пониженный двухъярусный алтарь, также завершенный главкой с граненым барабанчиком, как бы начинает общее вертикальное движение, передавая его собственно храму.
Высокая трапезная во втором этаже имеет дополнительный ряд окон верхнего света вычурной барочной формы. С запада к ней примыкает колокольня с крыльцом, два четверика которой венчает массивный и глухой восьмерик, к настоящему времени потерявший свое прежнее завершение.
Не обойдем вниманием роскошные картуши.
В советское время в храме располагался винзавод, а колокольня была лишена своего верхнего яруса.
Ныне в здании расположен музей мореходов, а на колокольне открыта смотровая площадка, с который открывается вид на соседнюю Христорождественскую церковь...
...и окрестности, панорамы которых в нашем случае не очень удались по причине пасмурной погоды.
Тем не менее, на вышеприведенном панорамном фото виднеются следующие образцы тотемского барокко: Успенская (слева) и Троицкая (справа).
К ним-то мы и направимся: церковь Троицы в Зеленой Рыбачьей слободе выстроена на берегу Сухоны в месте впадения в нее речки Песья Деньга, эффектно возвышаясь над поймой последней.
Построена на средства купца Черепанова также в два этапа: в
В архитектурном плане это все та же трехчастная двухэтажная постройка с завершенным пятиглавием двусветным четвериком к которому примыкают пятигранный алтарь и прямоугольная трапезная.
Индивидуальной ее особенностью является двухапсидный алтарь нижнего храма. Необычен и примыкающий с запада к трапезной притвор с лестницей на второй этаж, суженный ярус которого был частью не сохранившейся колокольни.
Первоначальный вид храма с колокольней можно увидеть на архивной фотографии в музее мореходов.
Оставим доминирующий в западной части вытянутой вдоль Сухоны нынешней панорамы Тотьмы Троицкий храм и проследуем к восточной доминанте — Успенской церкви.
Успенская церковь была сооружена в
Высоченная колокольня особенно выигрывает в сравнении с небольшим и низким храмом. В наружном декоре колокольни сочетаются классические детали с местным барочным декором конца XVIII века, тогда как чисто классицитский декор основного объема прост и довольно зауряден.
Ныне в храме располагается музей церковной старины, а на колокольне, по аналогии с Входоиерусалимской церковью — смотровая площадка.
Любопытно сравнить один и тот же вид в начале века
И в веке нашем,
С колокольни открываются виды на берега Сухоны, в солнечный день скорее всего довольно выразительные — вид на восток.
И на запад с уже знакомой нам Троицкой церковью.
А где-то внизу находится пологая полусфера деревянного купола основного объема.
На этом наша прогулка по Тотьме заканчивается — впереди окрестности!
P.S. В описательной части использованы материалы из книг:
1. Д.А. Григоров «Тотьма и ее окрестности»
2. Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов «Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма»