Недавно присутствовал на «корпоративе» одной из достаточно крупных организаций. Мероприятие проходило на базе отдыха «Остров», что находится в поселке Лесозавод, недалеко от с. Устье. Когда мы туда добирались, я еле разъехался с огромной фурой. Я удивился, как водитель рискнул ехать по такой, как мне показалось, ненадежной и узкой дороге на многотонном автомобиле.
Далее мною было обнаружено деревообрабатывающее производство со звучным названием «Balcas» — типичное полуразрушенное предприятие, выжимающее последнее из более чем столетней давности производства, как сказал местный житель, в 1972 году заводу было сто лет....
Тогда меня удивило лишь одно — наличие действующего предприятия в водоохраной зоне... Что ж, подумал я, на досуге нужно бы заняться этим вопросом. Видимо, у хозяина хорошие отношения с местной администрацией, вот, думаю, после выборов их и проверю. Так сказать, протестирую на прочность узы дружбы и делового партнерства.
Однако буквально через две недели на телефон, указанный в моей агитационной листовке, поступил звонок. Звонившая женщина просила меня помочь, хотя сама она более 20 лет жительница вологодского Заречья, родительский дом у нее находится в том самом поселке Лесозавод, и ее мать всерьез опасается за сложившуюся там ситуацию.
Не буду разглашать подробности этого телефонного разговора, но такое совпадение заставило меня посетить это место еще раз. Я расспросил десяток местных жителей, посмотрел само производство, и вот какие, не очень приятные выводы я сделал для себя.
Шли годы, и, помимо погони за прибылью, в мире стали появляться иные, общечеловеческие требования к производству — экологического и социального характера. Причем, если в исполнении последних СССР всегда был «впереди планеты всей», то природоохранные критерии оценки производства часто задвигали на задний план. Производство такого масштаба на берегу нерестовой реки первой категории в Европе возможно лишь со специальным разрешением и со строжайшим контролем со стороны государства и «зеленых».
Видимо, чувствуя ужесточение экологического законодательства современной России, последние хозяева, по слухам, ирландского происхождения, в 2012 году продали предприятие местным коммерсантам, пояснив это невозможностью соблюдения именно экологических требований.
У наших людей отношение к природе, видимо, не такое трепетное, ибо вместо планировавшегося демонтажа оборудования и обустройства дачного поселка, новые хозяева — Карамов Сергей и Якуничев Андрей решили продолжить более чем вековую историю предприятия.
Снова заработали станки, начал курсировать грузовой автотранспорт, заработали сушилки на жидком топливе.... Водители техники, почти в два раза превышающих по разрешенной массе те 20 тонн, написанные на дорожном знаке, привычно закрывают на это глаза, разбивая как единственную дорогу в поселок, так и два моста, единственное связующее звено между островом и «большой землей».
У местных жителей вызывает серьезное опасение именно состояние дороги и мостов, ведь без них в поселок не сможет приехать ни скорая помощь, ни машина с продуктами... И эта проблема, хотя и самая очевидная, далеко не единственная, связанная с организацией с красивым названием «Балкас» на воротах. Обойдя завод со всех сторон, я обнаружил внушительного размера территорию, огороженную забором, впрочем, довольно неухоженную. Чего стоит одна только гниющая куча дерева, прямо в воде на берегу. Думаю, что в период разлива вся она оказывается под водой.
Со стороны береговой линии любой желающий может свободно зайти на территорию предприятия, и первое, что он там увидит, как мне показалось, мини полигон для захоронения отходов. Видно, что фрагменты упаковки, кора деревьев и прочий мусор попросту закапываются в землю бульдозером, и все это менее чем в 50 метрах от береговой линии.
Эта проблема, скорее всего, больше волнует нерестящихся в Кубене рыб, но они, как известно, говорить не умеют. Зато местные жители озвучили свои серьезные опасения по поводу огромной кучи опилок, громоздящейся на территории «Балкаса».
В жаркую погоду существует большая вероятность возгорания этой кучи, а дома на острове все из дерева.... Причем, по слухам, когда эта куча становится слишком велика, часть опилок сваливается прямо в воду. Судить о вреде этой горы для почвы мне сложно, но вот березы, торчащие из нее, явно погибли....
Местные жители всерьез обеспокоены сложившейся ситуацией. Ветеран завода, 1926 года рождения, Ненна Алексеевна Перешилова отдала этому предприятию всю свою жизнь. Ненна Алексеевна могла бы видеть запустение и разруху на территории предприятия из своего окна, но она ослепла.... Как говорят ее родственники, никаких социальных гарантий они не получили, дом стоял на балансе предприятия, но новым собственникам такое имущество, видимо, ни к чему.
К сожалению, социальная безответственность — это характерная черта многих современных отечественных предприятий. Как пояснили работники завода, работают они с 9 до 17 часов, фиксированного обеда нет, заработная плата — от 7 до 15 тысяч рублей выдается черным налом.
Случайно попавшаяся на улице девушка оказалась судебным приставом-исполнителем. Она так же поведала о «серой» зарплате алиментщика, трудящегося на «Балкасе»....
Видимо, чувствуя бесперспективность данного бизнеса, собственники не торопятся проводить ремонт помещений и благоустраивать территорию. Быстрые деньги, лучше наличные, — вот, как мне кажется, основная цель этих «предпринимателей», один из которых проскочил мимо меня на территорию завода на новеньком «порше», по стоимости равном дому для Ненны Алексеевны и еще двух семей, живущих с нею в аварийном доме....
В общем, по результатам поездки мною было принято решение обратится в прокуратуру, для проверки и возможного прокурорского реагирования на следующие вопросы:
1.Законно ли само нахождение предприятия «Балкас» на берегу нерестовой реки первой категории?
2. Какова причина бездействия местного ГИБДД, явно знающего о превышении грузовой нагрузки на единственную связывающую остров с поселком дорогу и мосты.
3 Ситуация с выплатой заработной платы «в конверте».
4. Экологическая ситуация в данном районе в связи со складированием отходов деревообработки и возможным их незаконным захоронением на берегу реки.
Надеюсь, что все эти вопросы будут рассмотрены, и приняты необходимые меры для их решения. А пока остается лишь посочувствовать местным жителям, вынужденным расхлебывать кашу, заваренную варварским новым капитализмом, при котором человек простого труда не имеет ни благоприятных условий для работы, ни гарантированной пенсии. Да что говорить, если мост будет разрушен, сама жизнь и здоровье сельчан будет под угрозой — ни скорая, ни пожарная машина приехать к ним уже не смогут....