Появилась возможность написать о значимом событии для всех, кто интересуется историей — прошедшем в Москве 2 съезде историков.
Съезд, участником которого я был, прошел
Когда получил приглашение на него, то вспомнил знаменитое стихотворение Галича «Съезду историков», написанное им в 1972 году. Галич, очевидно, не верил ни в саму возможность такого съезда, а особенно в свое появление на нем, поэтому вынес в эпиграф следующие слова: «Мое предполагаемое выступление на предполагаемом съезде историков». Оценивая некоторые выступления на съезде, должен сказать, что стихотворение не потеряло своей актуальности и сегодня. Но обо всем по порядку и, очевидно, не за один раз.
В моем понимании историки, приехавшие на съезд, (350 человек из 62 регионов) по-разному понимали его статус, возможности и задачи. Поэтому какое-то время работы секций было посвящено именно этому.
Итак, что же волнует учителей истории страны? На первое место очевидно можно поставить «повторение пройденного». Речь идет о сегодняшней системе преподавания истории в школе, когда в основной школе проходят весь исторический материал, а в старших классах изучают то же самое, но углубленно.
Отношение к этому у большинства выступающих отрицательное. Почти все говорили о нехватке времени на изучение истории. Приводились и конкретные примеры: если перевести на хронометр, то на изучение Великой Французской революции отводится 19 минут, а на спор западников и славянофилов 15 минут.
Очень многие говорили, что из-за необходимости подготовки к ЕГЭ учителя вынуждены сокращать курс всеобщей истории. Была большая критика и курса «Россия в мире». Под крики «браво» декан истфака МГУ Сергей Карпов заявил, что из этой идеи ничего не выйдет, что даже даже царское правительство в
Как разобрались во всем этом, какие решения приняли — напишу позже.