Сегодня ходил на открытие «Голосов истории». Кто не в курсе, это театральный фестиваль. Проходит в Вологде раз в два года. В прошлом году его отменили, поэтому перерыв на этот раз был длиннее, чем обычно.
По концепции церемония показывала что-то вроде ретроспективы всякого разного, начиная от гусаров, танцующих вальс, и заканчивая военными песнями и совсем уж кислотным бредом. Это при том, что высокую ноту устроители не выдержали. Слишком много разного и слабо стыкующегося было намешано, а большинство номеров были так затянуты, что невольно вызывали скуку.
Из позитивного — актёры ТЮЗа, одетые в гусаров, и танцующие за сценой джигу во время какого-то совсем уж современного танца, который и танцем-то толком не назовёшь — акробатическим номером, если только.
Сильно резануло глаза историческое несоответствие. Шестилетних пионеров не было в природе, в пионеры принимали не раньше 9 лет. Когда дети из танцевальной студии изображали что-то, то мне отдельно резанула взгляд слишком яркая одежда, которой не было в советской эпохе, которую они иллюстрировали.
А ещё мне не понравились все песнопения. Военные песни пусть уж лучше те же актёры театров пели. А так получилась попытка закоса под ВИА, неплохо сделанная с вокальной точки зрения, но которой с трудом верится с точки зрения актёрского мастерства. Станиславский сказал бы своё знаменитое «Не верю!», совершенно определённо. Поющие под фанеру дядьки с гитарами не вызвали ничего, кроме отвращения (хоть бы гитары для вида подключили).
В сухом остатке — мне не понравилось (в отличие от прошлого раза — см. здесь).
Отдельно нужно написать о спектаклях ТЮЗа, которые будут представлены на этом фестивале. Будут показаны «Алые паруса» и «Дорога».
«Алые паруса» — это не спекталь в общем понимании, это мюзикл на музыку Дунаевского. Одна из самых неоднозначных постановок ТЮЗа из тех, что я видел, и вызвавшая бурные дебаты. Важно понимать вот что: в условиях тотальной нехватки денег главреж Борис Гранатов прошёл буквально по лезвию ножа, сделав вполне приличную постановку, которая одновременно оказалась кассовой бомбой. Я был на ней 23 марта, через неделю после премьеры. Чтобы попасть на неё, я брал билеты в начале месяца. Люди, которые покупали билеты одновременно с тем, как я ходил на «Паруса», смогли в итоге попасть на представление только в мае. Спрос превысил предложение. Мой большой друг Тимур Миргалимов играет там младшего Меннерса, который выступает соперником Грэя за сердце Ассоль. И там он, надо сказать, абсолютно на своём месте, в отличие от Виктора Харжавина, сыгравшего победителя этой дуэли. При этом, Харжавин своей роль. недоволен был изначально, получилась она слабо, но других вариантов не было. Говорят, что вместо него хотели вводить на главную роль Никиту Воскобойникова, который вообще-то и не артист, а сотрудник музыкального цеха, но тот решил уволиться из театра. Других вариантов не было.
В результате получилось смещение баланса, и победа Грэя уже не выглядит столь очевидной на фоне душевности и честности младшего Мэннерса. Мои знакомые женщины, видевшие спектакль, однозначно говорили, что Мэннерс выглядел даже убедительнее Грэя, не смотря на все ухищрения того с заменой парусов. Наверное, поэтому и раздаются голоса противников спектакля. Я видел в тюзовской группе «В Контакте» высказывание, из которого следовало, что спектакль — полный отстой, а дама, написавшая это, после спектакля, едва придя домой, стала читать собственно гриновские «Паруса», дабы очистится от скверны.
Но тут скрывается ещё один момент, про который я мало где читал, зато много слышал. «Алые паруса» — это книжка, на которой воспитывают из девочек принцесс, живущих не в реальном мире, а в мире иллюзий о том, что прискачет рыцарь на белом коне (или розовом кадиллаке, или на шхуне под алыми парусами) и сделает всё хорошо. И будет она мерить всех рыцарей именно рамками «Алых парусов», плюя на рыцарей без этих достоинств, зато по-настоящему любящих, которые из жизни сказу не сделают, конечно, но сделают саму жизнь наполненной и красивой (нужно понимать, что красота красоте рознь, это не показная гламурная шелуха, она, как искусство, между нот живёт). Потом из таких девочек вырастают Ксюши Собчак и тому подобные особы, с которыми зачастую и поговорить-то не о чем, кроме их косметики и колготок. Я специально утрирую, прекрасно понимая, что все люди разные и стандартный образ блондинки — это не более, чем штамп. Однако, на практике оказывается, что существует не так уж и много женщин, с которыми можно интересно поговорить, причём обо всём на свете и в буквальном смысле за жизнь. И виной тому такие книжки, как «Алые паруса», которые насаждаются в детстве и не дают потом покоя всю жизнь.
А постановка всё равно хорошей получилась. Особенно учитывая мои не самые лучшие чувства по поводу произведения, которое легло в её основу.
«Дорога» — это переработка гоголевских «Мёртвых душ». В спектакль введена персона автора, которы сидит в Риме и пишет, собственно, тот самый роман. Он периодически беседует с героями, напоминая поминутно себе о том, что ссориться с ними нельзя, ведь впереди ещё две главы.
На генеральном прогоне в конце мая был почти пустой зал и великолепная атмосфера. До этого спектакль давали восемь раз, а потом пришлось его снять с репертуара из-за форс-мажорных обстоятельств. Поэтому у «Дороги» не было премьеры в этом году, это восстановление спектакля.
Разумеется, обращает на себя дружище Миргалимов, пусть в малюсенькой роли почтмейстера. Здесь он абсолютно в амплуа Фагота из «Мастера и Маргариты» Юрия Кары, буквально один в один. Сходство только что не фотографическое у него с великим Александром Филиппенко.
В целом, актёры хороши все, каждый на своём месте и нет тех перекосов, как в «Алых парусах» (актёры называют спектакль «Рваными парусами»).