Вот тебе Кукуй, с ним и ликуй!

[Блогово]

Кукуй (левый берег Сухоны, почти напротив Прилуков, чуть ниже)

Ниже Никулина, где-то в километре от него, еще не так давно была деревня Кукуй, в начале XVII века известная как «Д. Борочева у Николы на Опоке на реке на Сухоне».

В Стреленской волости (позднее территория Стреленской волости станет частью громадной Страдной волости) в XVII веке была два погоста с храмами. В начале XVII века это «погост на речке Стрелнои, церковь благоверного княза Владимера, церковь Успение Прчстые Б-цы» и «погост, церковь Николы Чудотворца».

В просторечии эту церковь скорее всего называли просто «Николой на Опоке» — так, как мы читаем в «Писцовой книге Устюжского уезда 1623-1626 гг.».

Именно
в помощи и заступничестве Николая Чудотворца — покровителя всех путешествующих — прежде всего нуждались те, кто вынужден был держать путь по Сухоне через Опоки. А Опоки не минуешь, и испытание это всегда было немалое. Не то что древние суда, рассчитанные только на человеческую силу и силу ветра, но и пароходы проводить здесь было совсем не просто.

Те, кто спускался вниз по Сухоне, имели счастливую возможность и обязательно пользовались ею: перед тем как проходить порог, приставали к берегу, служили молебен и с молитвой о помощи отправлялись преодолевать самый опасный сухонский перебор (именно так называют перекаты, пороги жители этих мест). Те же, кто счастливо его преодолел, поднимаясь вверх по течению, тоже посещали храм в Опоцком погосте и служили уже благодарственный молебен.

И Петр Иванович Челищев в 1791 году, благополучно миновав порог, побывал на Опоцком погосте и оставил подробное описание его храмов. В конце XVIII века в «оном погосте» стояли еще «две деревянных старых церкви; в одной престол Живоначальной Троицы, в другой настоящий храм Рождеству Пресвятыя Богородицы, придельный на верху, под самой крышкой, Илии Пророку. Обогревшись в доме священника Осипа Васильева Челищев и его спутники отправились в Рождественскую Богородицкую церковь ко всенощной, литургии и молебну. В Опоках же для продолжения пути Челищевым были взяты пять «бичевщиков» и лоцман Алексей Максимов.

Получается, что в дальнейшем по более древней традиции (еще из XVII века) новый каменный храм на Кукуе получил престол во имя святого Николая.

Каменная Опоцкая Николаевская церковь была построена в первой половине XIX века (1804-1850 гг.), а разрушена в первой половине века XX. Где она стояла, теперь и определить сложно. Деревни Кукуй уже давно нет, единственный ориентир — ручей (или речка) Ягрыш. Церковь стояла рядышком с ним, у его правого берега. Здесь же у Ягрыша и Великие озера — старое русло Сухоны, в паводок наполняющееся водой.

И еще тянет меня порассуждать, откуда же взялось название Кукуй.

Вот, пожалуй, самое интересное и подробное о названии Кукуй из найденного мною в Интернете здесьhttp://rusich.moy.su/publ/bashnja_kokuj/27-1-0-1466

Поэтому не буду повторяться, цитируя Даля и Фасмера. Единственно, что могу предположить относительно конкретного Кукуя в Опоках: на высоком месте, как кокошник на голове. Или то, что мы как раз и читаем на этом сайте: «Похоже, в народных говорах Русского Севера слово «кокуй» приобрело значение с «христианским оттенком» — «кладбище». Ведь, действительно, погост рядом. Но почему у этого слова могло появиться такое значение? Были древние курганы, которые так называли, по той же аналогии? Очень интересно.

А вот языческих купальских традиций тут, думаю, и в помине не было. Иван Купала — не наш праздник, совсем не северный. Тут что-то другое. А вы как думаете?

Жаль, что не отсканировала еще кое-что. Но кое-что у меня плохого качества пока:( Есть у меня ксерокопия с репродукции рисунка самодеятельного художника А.И.Брюхова (фамилия местная и очень мне знакомая) «Опоцкая Николаевская церковь. Деревня Кукуй». За сканом получше надо в архив идти, а у меня до лета не получится.