Великий Устюг — родина зимнего волшебника.
Мы едем снимать панорамы этого города и Вотчины Деда Мороза.
Ранним утром в понедельник удалось проскочить МКАД без пробок — москвичи только просыпались после выходных дней.
Водитель бодр и свеж, а мне, оператору, можно и поспать: дорога отличная, в машине тепло. Из объятий Морфея меня вырвал холод — надо бы прибавить оборотов в печке. Не верю своим глазам: за окном температура — 30 градусов. Мы решили остановиться, чтобы проверить на собственной шкуре истинность показаний термометра. Несколько минут на свежем воздухе убедили нас не устраивать далее такие эксперименты. Первая встреча с серьезными холодами произошла недалеко от Ярославля.
В этом славном городе, расположенном на трассе М8, находится полюбившееся всем операторам заведение общепита «Макдак». Не раз там бывал и я. Взбодрившись отличным завтраком, мы двинулись дальше.
Дорога приличного качества, в некоторых местах походившая на узкий немецкий автобан, вызывала сильное желание превысить положенную скорость. Мы упорно не поддавались искушению, чему не были рады прятавшиеся по кустам доблестные гаишники.
В Вологду влетели внезапно. Город показался незнакомым. И только проехав по центру, я вспомнил, как зимой его расставлял. Перекрёстки Вологды оказались заковыристыми не только в расстановке — проехать через них было также непросто.
Дорога от Вологды до Великого Устюга — это 427 км легкого бездорожья с дополнительными участками, как на Дакаре, где количество ям на квадратный метр иногда превосходит разумные пределы.
На всём протяжении пути не работала сотовая связь, за что отдельное спасибо «Пчелайну». Машины на пустынной дороге в глухом лесу встречались редко. Казалось, что заправочных станций нет вовсе. Это заставило нас изрядно поволноваться, когда в баке стало заканчиваться топливо.
В Устюг мы добрались затемно. Первое впечатления было, что мы приехали в глухую деревню. Да и мороз изрядный −28 градусов. Довольно быстро нашли гостиницу — теплую и уютную, с каким-то советским колоритом. Спустя 15 минут в номере раздавалось легкое посапывание под негромкое бормотание телевизора.
Первый рабочий день съемок начался после вкусного завтрака с блинчиками и сметаной. Дальше было труднее. Машина не хотела заводиться на сильном морозе. Помогла красная Оптима. Спасибо ей!
В процессе установки камеры на крышу пришлось вспомнить весь свой опыт московских зимних съемок.
Главные правила работы в мороз:
— не хвататься голыми руками за железо, так как руки мгновенно примерзают к металлическим частям;
— надо делать все очень быстро, продуманно, не мешкая;
— нельзя дышать на стекла объективов: это приводит к их обледенению и трате кучи времени на их очистку от ледового налета. Если же объектив нуждается в очистке, то на этот случай необходимо иметь спирт — небольшое количество на объектив, и такое же небольшое количество внутрь своего организма:)
— необходимо аккуратно обращаться с проводами, так как в мороз они перестают быть эластичными и норовят надломиться.
Тёплое переднее сиденье — полезный девайс в машине. Но мужчинам следует быть осторожными и не перегреваться!
Великий Устюг — маленький городок на берегу реки Сухоны, с набережной которой открываются замечательные виды. Замёрзшая река — полотно для рисования снегоходами. Есть в этом городке и железнодорожный вокзал, и аэропорт, и судоремонтный завод. Правда, завод показался нам каким-то заброшенным.
Дороги в Устюге, как, впрочем, и во многих наших городах с суровым климатом, зимой покрыты слоем снега. На центральных улицах снег раскатан до асфальта. Вождение по дорогам с глубокими колеями, из которых порой сложно выбраться, доставляет мне большое удовольствие.
На главной улице города располагается резиденция и Почта Деда Мороза.
Сама же Вотчина Деда Мороза находится в 8-ми километрах от Устюга. Въезд на территорию украшают деревянные резные ворота. На главной аллее стоят скульптуры: огромная ледяная елка, большущий Дедушка изо льда и множество сказочных персонажей.
Резной деревянный терем Деда Мороза выглядит сказочно. Дедушкины помощницы показывают его апартаменты. Здесь и кабинет Деда Мороза, где он отвечает на письма и принимает важные решения, и спальня с резной кроватью, и большая библиотека, и комнаты с подарками, и комната с нарядами Деда Мороза, и комната, где хранится волшебный посох. А под самой крышей из специальной комнаты Дедушка ведёт наблюдение за звёздами.
В центре дома стоит огромная, высотой в 2 этажа, елка. Около елки — величественный трон Деда Мороза. Дедушка всегда очень занят, но когда в его тронный зал приходят гости, он уделяет им внимание. Для этого необходимо встать на место, обозначенное снежинкой, и позвать Деда Мороза. Зазвучит музыка, послышатся шаги и вот он — волшебный старик с длинной белой бородой в красивом одеянии. Чудеса начинаются!
Погулять по огромной территории с сосновым лесом, где располагаются коттеджи для гостей, зоосад и детский оздоровительный лагерь, также очень интересно.
Снимать панорамы в Устюге было непросто. В городе множество храмов, церквей, монастырей, но все они зимой оказались закрыты. Около некоторых из них невозможно было пройти: минимальная глубина снега — по колено, максимальная — выше человеческого роста.
Пешеходный комплект с камерой Nikon D300S показывал в сильный мороз чудеса выносливости. У него замерзал дисплей, замерзали кнопки, очень быстро разряжались батареи, но он стойко продолжал фотографировать. Шнур от кнопки промерзал, из него можно было согнуть несколько фигур. Сама кнопка в какой-то момент тоже промёрзла и начала нажиматься с трудом, а отогреть руками не получалось. Да, зимняя пешеходная съемка в жуткий мороз — экстремальное развлечение. Несколько раз приходилось прерывать работу и идти согреваться в машину.
В последний день нашего пребывания в Устюге градусник в машине вместо температуры показал прочерки. Стало понятно, что на улице ниже −30 градусов. «Форик» упорно не хотел заводиться в течение 10 минут, но гелевый аккумулятор не сдавался и беспощадно крутил мотор до победного конца.
Установив камеры на крышу, мы выдвинулись к месту съемки. Я не удержался и спросил у охранника одного из зданий, сколько показывает их термометр. Цифра в −36 меня ошарашила. Стало жалко камеры на крыше. Установка сначала стойко выносила мороз, но спустя 40 минут испытание холодом закончилось. Одна камера сдалась и выпала с ошибкой, что не может выставить экспозицию. Вместо снимка был знаменитый «черный квадрат».
Попытки перезапуска не привели к успеху. После импорта оказалось, что всего было 4 испорченных панорамы. Итак, мы нашли предел зимней эксплуатации Nikon D700: температура за бортом −36 и скорость движения — выше 40км/час. Эти параметры заставляют камеры выходить из строя, хотя вопрос о скорости спорный.
Это были последние кадры в Великом Устюге. Мы покинули пределы Вологодской области и взяли курс на Суздаль, в котором природа нам обещала смешные −19.
Дорога была наполовину знакома, всё прошло гладко до Ярославля. И здесь нас понесло! Мы решили, что ехать по нормальным дорогам скучно: тут вроде можно срезать, да и указатели есть. Навигатор, правда, сначала ругался, что едем по непонятным ему дорогам, но потом решил не противиться, а, наоборот, подсказывать дорогу. А дорога эта была из разряда тех, что днем с огнем не сыщешь: через глушь и лес, через метель, через пургу, к черту на горУ! Машин встречных не было вовсе. Ехали непонятными дорогами до трассы М7, но таки выехали и остались целы.
Думаю, что такой маршрут повторить не получится, даже если захотеть, так как направление движения выбиралось интуитивно.
Суздаль оказался более цивилизованным и ориентированным на туристов городом. Мы всё успели снять за один день: объём работ был меньше, да и с погодой повезло — весь день светило солнце. А на следующее утро небо затянулось облаками и повалил снег.
На этом наше зимнее путешествие завершилось, оставались только скучные 300 километров до Москвы.