Забыла, а оказывается и у Полуянова есть про Опоки:
«Туманы задавали работы командам судов Сухоны, бурлацким артелям. Горизонт воды понизился, неисчислимо обнажилось перекатов, мелей каменных гряд: Скородум, Ржаник, Коровий брод, Кривляка, Борона, Вилы, Мутовка, Опоки...
Опоки! Заслышав рев порогов, бледнел бурлак, купец крестился: нечистое место. Черти нарочно в русло камней нашвыряли. Чур нас, чур вражья сила! Три церкви стояло в Опоках: у начала переката, в середине и в конце порогов.
Течение дикое. Валуны. Крутые повороты. В щепы разносило струги и ладьи, гибнул работный люд, топило товары.
Перекат длиною версты на полторы. Высота береговой кручи саженей сорок, и место высокое смешно звалось - Пуп Земли.
Даже в XX веке, с полной победой над бурлаками пароходов, случалось, машины были бессильны противиться напору Опок: впрягались в лямки по 50-100 местных жителей провести суда через перекат.
А туман в Опоках? Пронеси, Господи!
На Северной Двине, когда река обмелеет и сузится фарватер, пассажирские двухпалубные колесники, буксиры переждать мглу притулялись к берегу на отстой. Рвали ночь тревожные гудки. Кто-то сел на мель? Днище распорол о камни-огрудки и взывает о помощи?»
(Полуянов Иван Дмитриевич «Деревенские святцы». М,, 1998. С.216)
Вот единственное, что для меня странно в тексте, так это три церкви в Опоках. Никола на Опоке – да, без нее никак, кажется, что эта церковь была всегда. Начиная с XVII века – и сомнений в этом никаких нет. А вот про другие я ничего не слышала. Откуда это у Полуянова, какие церкви он имел в виду?
Опоцкая Николаевская стояла на левом берегу Сухоны примерно на километр ниже по течению от деревни Никулино, почти у речки Ягрыш.