Где находится европейский населенный пункт Bele, как фуражка соединила Щучье озеро с Васькиным ключом, что спасло лежачего полицейского, как дразнили моих предков :)
Деревня Белая (61 верста до Великого Устюга, 13 до волостного правления) находится на левом берегу Сухоны напротив Полдарсы, рядом с поселком Сухонский. Так понимаю, что состоит деревня из двух частей, одна как раз напротив брода через Сухону, а вторая часть деревни – за поворотом. (Да, да, в нижнем течении Сухоны броды встречаются и этот, пожалуй, самый известный. Говорят, «уралы» и «камазы» в летнюю сушь преодолевают его без проблем).
Именно здесь можно переехать на другую сторону Сухоны, и деревня на другом берегу, судя по всему, это и есть известный всем иноземным путешественникам начала XVII года европейский населенный пункт Bele (см.карту 1626 года) http://propria-nomen.livejournal.com/3368.html
По писцовой книге Устюжского уезда того же периода (1623-1626 гг.) это скорее всего «Д. Белая Борть на волоке на реке на Сухоне». Бортничество ушло в прошлое, и от одного из первоначальных названий осталось только определение – белая. Это название уже окончательно закрепилось, думаю, благодаря белому берегу – сухонским известнякам.
Где-то там дальше, выше по течению Сухоны, в верховьях речки Нижней Тозьмы есть легендарное Щучье озеро – где темна вода, где нет дна, а щук невиданно! Предположу, что это одно из карстовых озер, аналогичных тем, которые есть у Бобровского. Но кто-то наверняка знает точнее.
Что за легенды с ним связаны? Вот хотя бы одна из них. Говорят, что когда-то до революции катался на лодочке по Щучьему озеру урядник (низший чин уездной полиции) и обронил в воду свою фуражку. Наверно, на щук загляделся, а может, еще чего приключилось.
Не знаю, как взаправду было, но в легендах Страдной волости урядники частенько бывают навеселе и чего только с ними под пьяную лавочку не приключается. А может, и вправду приключалось, и был это один и тот же урядник, на которого так Страдной волости повезло.
…Так вот фуражку он обронил, а это, как понимаете, все-таки форменная одежда и не полагается ее терять. Но расстраивался урядник недолго: через несколько недель нашлась его фуражка под водопадом Васькин ключ в расщелине на сухонском берегу, в пяти верстах от Щучьего озера. С тех пор и стали говорить, что сообщается это озеро с Васькиным ключом подземной протокой. А может, всё уряднику почудилось, и не там он фуражку потерял, где думал. Так что данное геолого-гидрологическое открытие уряднику не засчитали. Хотя фуражка нашлась – и это плюс. Это, значит, летнее приключение урядника.
Бывали в его жизни и более драматические события. Летом пьяному и лужа по колено, а Щучье озеро – по грудь (хоть там дна ни один трезвый не нащупывал). Зимой, сами понимаете, любая стужа для пьяного что летний зной. Вот как-то и «доналажал» урядник эту зимнюю стужу до летней кондиции, а путь держать надо было неблизкий. Откуда – теряюсь в догадках: то ли со Скорятина в Лодейку, то ли с Ровдина. В общем, очутился урядник под угором у нынешней деревни Выползово. И тут подвела его единственная лошадиная сила, взбрыкнула, сбросила и предпочла двигаться дальше быстро и налегке. Лошадям, как и собакам, пьяные не нравятся, а тут уж без разницы – урядник ты или не урядник. Ускакала, значит, лошадь. Остался урядник без служебного транспортного средства. А мороз-то крепчает, а способность к передвижению на нуле, почти, так сказать, лежачий полицейский… Но силы духа уряднику было не занимать. Мужественно встав на карачки, пополз урядник в угор, полз-полз… и выполз… в Выползово. Отогрели, спасли.
И деревня с тех пор, сами понимаете, как стала называться, а ее жители – выползята. Хотя какие они выползята, они скорее спасатели и вытрезвители настоящих выползят:) А ведь их еще и дразнить потом стали: «Выползята-поросята!»
В долгу, конечно, ни один выползёнок не оставался: «А скорятинцы-уроды не городят огороды, наши кони перейдут, все зороды разобьют!» Во какие у них кони – им и Сухона не преграда!