Павел Шабанов, Вологда
Школа экскурсовода им. полупроводника Ивана Сусанина.
Что не так на этой картинке?
Исторический ляп на памятнике 800-летия Вологды, точнее – ляп на ляпе
Первым правильный ответ дал историк Александр Быков, но с приличествующими извинениями я его ответ снес, ибо для профессионала, для кандидата исторических наук такой вопрос – на один зуб, тем более, что Смутное время как раз его тема.
Итак, главный правильный ответ - дикое представление о РОГАТИНЕ, которое попало даже в учебники истории.
Так и рисуют с подачи «историков» абстрактного славянина-охотника с двузубыми деревянными вилами для ворошения сена - дескать, вот она, рогатина, с которой ходят на медведя. Я так понимаю, защекотать бедного мишку насмерть. Да и щекотать необязательно - достаточно представить, как с такой палочкой выступают против вот ТАКОЙ лапы.
В руках у мужика в лаптях на памятнике - нечто, похожее на деревянные вилы-разгребашки, они же – вилы назёмные, которыми он угрожает поляку со щитом и сулицей (легкое метательное копье) . Такими вилами сбрасывали с телеги и разгребали по полю навоз.
Сходный инструмент с двумя рогами был и ныне есть у лесорубов - валочная вилка. Ею направляют падение дерева при лесоповале.
И сейчас её на полном серьезе втюхивают наивным коллекционерам под видом рогатины для охоты на медведя.
В реальности рогатина, чисто русское оружие имеет вид копья героических размеров. Если наконечник обычного копья весит 200-400 грамм, то наконечник рогатины - до килограмма, довелос держать в руках и трехфунтовую рогатину, то есть в кило двести. Шириной до 6 сантиметров и длинной в 30 см. втулка, в которую вставляют деревянное ратовище - до 5 сантиметров.
Назывался такой наконечник – рожон. (Не лезь на рожон!)
Рогатина пробивала самый прочный доспех и останавливала кабана , лося и медведя.
А вот это не рогатина - а гарпун. Рыбку добыть.
Ляп этот не единственный - к примеру, нелепо смотрится мужик с изуродованным бердышом, у которого отрубили часть топорища. Да-да, топорище - само название оружия происходит от польского berdysz — топор.
Вот так бердыш смотрелся в реальности - на древко стрелец укладывал ствол пищали.
Ну, и стоит обратить внимание на лапти. Традиция представлять мужика непременно в лаптях давняя. Между тем, мужики и в деревнях то лапти не всегда носили, это была часть спецодежды - на покос, в хлев - в ступнях.
Вот это к примеру, не лапти - а ступни, и это от неграмотности их показывают обутыми на онучи и с подвязкой.
Ступни надевали на босу ногу. Можете мне верить, ибо я сплел не одну сотню ступней, и полсотни пар лаптей.
А так то мужики ходили в поршнях и сапогах, в городе - тем паче. Подтверждается личным участием в раскопках на пр. Победы 20, и неукоснительным заглядыванием во все доступные раскопы.
Множество остатков кожаной обуви, обрезков от ремонта и изготовления кожаной обуви, а вот лапти в Вологде среди находок были редкостью. Один только раз видел в раскопе, в захоронении возле здания "Труда". Женщину похоронили в лаптях.
Этот стереотип использовали сами крестьяне - в город приезжали в сапогах, а перед походом в казенное учреждение, скажем, в суд, обували лапти. Что взять с мужика-лапотника?
А так кожи на простенькие поршни всем хватало, и в сапожках ходили малые дети и взрослые.