Как именно рыба из Крохино попадала в Санкт-Петербург и Царское село

[Блогово]

Наш предыдущий пост о крохинской стерляди вызвал большой интерес! Среди прочего был вопрос о том, как именно рыба из Крохино попадала в Санкт-Петербург и Царское село — ответ читайте ниже.

Нам было также важно, сколько средств мы соберём на оплату услуг архивов по сканированию найденных документов: всего 24 страниц при стоимости сканирования одного листа 419 руб./лист, всё вместе — 10.056 рублей (свой вклад можно по-прежнему внести здесь: www.krokhino.ru/help). За прошедшие дни с момента публикации нам пришло всего три пожертвования на общую сумму 600 рублей, в связи с чем мы хотели бы провести небольшой опрос среди наших подписчиков, считаете ли вы нужным и важным поддерживать нашу исследовательскую и архивную работу, которую мы ведём за счёт частных пожертвований. От вашего ответа зависит, будем ли продолжать архивные поиски и заказывать сканирование уже найденных документов или нет.

Но вернёмся к транспортировке и доставке рыбы в XVII–XIX вв. Так вот, летом рыбу транспортировали живьём, преимущественно по рекам. При этом шла она своим ходом в специальных лодках-садках, называвшихся «прорезями». Средняя часть лодки, отделенная от кормы и носа непроницаемыми перегородками, называлась ларем (закоморником) и выполняла роль садка для рыбы. В садке были специальные прорези, через которые циркулировала вода. В «прорезях» рыба буксировалась на самые разные расстояния. Там, где не было водных путей, ценную рыбу (осетр, стерлядь), перевозили в больших ваннах с водой, а также в специальных вагонах.

В зимнее время, соответственно торговали мороженой рыбой. Поэтому пойманную осенью рыбу часто старались сохранить живой до зимы. Для этого её помещали в небольшие озерца, садки из прутьев. Лишь только вода покрывалась льдом, рыбу вылавливали и морозили на льду. Предназначенную для перевозки на дальние расстояния рыбу, например, из Архангельска в Москву морозили особым способом. Живую рыбу закалывали, обмакивали в ледяную воду и обваливали в снегу до тех пор, пока не обледенеет полностью.

Благодаря Северному морскому музею г. Архангельска можно подробнее рассмотреть, как выглядела такая лодка-садок для летней транспортировки рыбы на примере живого экспоната, а также на подробной схеме.