Сфера социальной помощи в России и Вологодской области в частности — пример того, как говорят одно, а делают другое. Причем если в частных случаях такой подход хотя бы не влечет за собой глобальных негативных последствий, то здесь речь об ущербе для экономики субъектов РФ и всей страны.
Как оказывают социальную помощь в странах, где экономика более-менее эффективна? Правильно, адресно, то есть только тем, кто в ней на самом деле нуждается. А у нас при оказании социальной помощи, по-моему, часто путают понятия «распределить» и «разбросать».
Вот, например, сказали на федеральном уровне распределить:
А когда дошло до дела, опять стали разбрасывать.
Например, на прошлой неделе президент в своем послании Федеральному собранию сказал, что с 1 сентября 2020 года регионы должны обеспечить горячее питание для ВСЕХ учеников начальных классов. И губернатор Вологодской области сразу же бросился в пучину благодетели, повелев всех кормить бесплатно.
Как так? Почему всех? Есть семьи, для которых платить за питание ребенка не в напряг, есть — которым достаточно было бы оплатить половину суммы (две трети, треть, четверть и т. д.), а есть такие, где совсем с деньгами туго. Может, и помощь оказывать стоит в зависимости от степени нуждаемости? Разве не это считается грамотным распределением бюджетных денег, при котором можно планировать расходы на те аспекты, с которыми проблем больше всего?
А у нас получается, что в семьях, в которых и так с финансами нормально, от этой «благодетели» мало что меняется (потому что сумма на питание в школе в их семейном бюджете — капля в море), зато мы имеем неэффективное расходование бюджетных средств. А можно было бы распределять их эффективнее, если направлять адресно, а оставшиеся средства перераспределять на другие нужды, допустим, тех же семей, где финансовое положение совсем критичное. Подчеркиваю, я сейчас пишу не о доходах людей, а о функционировании экономики — в стране с развитой экономикой не может быть такого, чтобы жителям с разным уровнем дохода оказывалась одинаковая финансовая помощь. Это нонсенс.
Но у нас этот нонсенс претворяется в жизнь — бюджет опять разбрасывают вместо распределения.
Та же беспросветная экономическая глушь была в 2019 году с «губернаторскими» подарками для первоклассников в Вологодской области. Что сказали на федеральном уровне о помощи со сбором детей в школу? Напомню:
А что сделал вологодский губернатор? Сказал выдать эту «помощь» всем. При этом и закупили эти школьные наборы по цене выше, чем они стоят (надо же и бюджет попилить, как без этого), и качество у них было ниже плинтуса. Казалось бы, можно было оказать эту помощь только нуждающимся семьям и за счет этого купить школьные принадлежности хорошего качества. Но нет, на носу выборы губернатора, надо сделать широкий жест, а не о грамотном распределении бюджетных средств думать.
И таких случаев в Вологодской области и по всей России — море, продолжать можно бесконечно. Хотя безадресная социальная помощь — это то самое неэффективное распределение бюджетных средств, с которым так любят, по их словам, бороться чиновники. Так ведь легче — в одной сфере раздать всем, а потом в другой (или в этой же) на конкретные жалобы жителей писать отписки. В итоге миллионы на «губернаторские» подарки всем первоклассникам и на питание всем детям в начальной школе деньги есть, а на дорогу к участкам многодетных семей в Вологде, чтобы эти дети могли до школы добраться, средств нет.