Памятник-легенда. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Анхимово – Богословка.
Оригинал (утрачен):
1708 г. (построена) – 21 октября 1963 г. (сгорела): Деревня Анхимово (Вытегорский погост Олонецкой губернии – Вытегорский район Вологодской области).
Реинкарнация Возрожденная копия:
14 октября 2008 г. (воссоздана и освящена, именно её вы видите на двух первых фото) – существует по сей день: Этнопарк ”Богословка” (Невский лесопарк Всеволожского р-на Ленобласти).
Часть I. Оригинал.
Вторая половина XIX века в России была ознаменована подъемом общественного интереса к традиционному русскому зодчеству, в частности, деревянному, образцы которого (в несколько искаженном виде) во множестве были представлены по всей территории обширной страны (это сейчас их осталось - по пальцам пересчитать). На этой волне издавались как специализированные журналы (”Зодчий”, “Отчеты и Известия Императорской Археологической комиссии”), так и отдельные публикации, посвященные тем или иным историческим архитектурным памятникам, размещаемые в периодических региональных изданиях.
В 19 и 20 номерах “Олонецких губернских ведомостей” за март 1873 года, в разделе Исторических материалов, был опубликован очерк ”Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте”, за авторством священника Спиридона Партанского (помощника настоятеля указанной в заметке церкви). Отец Спиридон был бы весьма удивлен, узнав, что спустя столетие его заметка превратится в первоисточник, к коему будут обращаться все исследователи Анхимовской церкви. Прочтем и мы. (След. фото из книги А. В. Ополовникова "Сокровища Русского Севера")
“Вытегорская Покровская церковь, и по наружному своему виду, и по времени построения, есть замечательный христианский памятник Петровской старины в Вытегорском уезде. Народное предание говорит, что она построена по плану и рисунку Петра I. Первоначально построена была в 1708 году без фундамента, от чего начала оседать и, вследствие этого, в 1793 году была разобрана, поставлена на каменный фундамент, обшита тесом и выбелена мелом. (След. фото сделано С. М. Прокудиным-Горским в 1906 году:)
В основании своем имеет четырехконечный крест, который к верху украшен 20 главами. Народное предание говорит, что при первоначальном построении было поставлено 25 глав, но при перестройке на верхнем осьмиугольнике уничтожено 4 главы и впоследствии 1 глава над крыльцом. При первоначальной постройке для входа на паперть с западной стороны было устроено крыльцо о двух ходах на юг и север, но оно недавно разобрано и сделано без главы и об одном ходе с запада ”
Далее приводится мрачная легенда о событии, якобы предвосхитившем постройку церкви, главную роль в котором сыграл Петр Великий: ”В царствование Петра I, в Вытегорском погосте, в деревне Крюковой, жил один очень богатый крестьянин, по прозванию Плотников, у которого и был один только сын–грамотей. В проезд Петра, когда он рассматривал здешнюю местность в видах соединения Волги с Балтийским морем, сын богача Плотникова подпал опале Государя и был, по Его повелению, казнен, за то будто бы, что когда приехал сюда сержант Петра, для заготовки лошадей, он (сын) читал какой-то указ Государя в шапке и рукавицах, чем оказал неуважение к Особе Государя и сверх того много нагрубил и сержанту. Сержант все это передал Государю и еще в преувеличенном виде. Петр, будучи не в духе, тотчас же дал приказ казнить виновного. (След. фото из книги А. В. Ополовникова "Сокровища Русского Севера")
Старик Плотников, услышав такой строгий приговор, пал в ноги Государю и умолял пощадить сына, предлагая ему всё своё огромное богатство: но Петр остался непреклонен, и сын был тут же казнен." (След. фото сделано Д. В. Милеевым в 1905 году:)
"Убитый горем и, не зная кому оставить своё богатство, Плотников еще до выезда Государя вздумал построить в память казненного сына над его могилою богатую церковь, и сразу обратился с просьбою – разрешить привести в исполнение задуманную им мысль. Петр на этот раз внял просьбе и Сам тут же начертил рисунок, по которому впоследствии и воздвигнута эта церковь” (След. фото - западный фасад, обмер А. В. Ополовникова)
К любой легенде стоит отнестись с известной долей скептицизма – тем более что автор заметки, отец Спиридон, дальше указывает на некоторые нестыковки в датировках событий. Но содержание легенды западает в душу – вспыльчивый характер Петра Алексеича Романова достоверно подтвержден историками. А потому – вполне вероятно, что случай этот имел место быть. Церковь-то – вот она, стоит. Стояла. (След. фото – главы третьего, четвертого и пятого ярусов возрожденной Покровской церкви, этнопарк “Богословка” под Санкт-Петербургом)
Изумительной архитектуры Покровская церковь в Анхимове, построенная, как уже упоминалось, в 1708 году – старшая сестра 22-главой Преображенской церкви Кижского погоста (год постройки 1714). Специалисты признают их полную стилистическую идентичность (за исключением нескольких индивидуальных особенностей), ввиду чего высказывается предположение об одной артели плотников, построившей оба храма. (След. фото – пять ярусов глав. Воссозданная Покровская церковь, этнопарк “Богословка”)
Вполне возможно, уцелей Анхимовская церковь к нашему времени, она так же, как и Кижская, оказалась бы в списке всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО, и слава Кижской (построенной на 6 лет позже), потонула бы в её тени. И народ бы не в Кижи ломился, а в Вытегру…
Но - не судьба. (Все дальнейшие фото – элементы возрожденной Покровской церкви, этнопарк “Богословка”:)
Удивительный храм не мог не привлекать внимания архитекторов, историков, краеведов, искусствоведов и реставраторов. К счастью, во второй половине XIX века, ко времени начала исследовательских работ, уже была изобретена фотография: до наших дней дошли дореволюционные фотоснимки церкви, из которых несколько, отснятых С. М. Прокудиным-Горским, цветных. На них особенно отчетливо заметно, что покрытые тесовой обшивкой стены ”выбелены мелом”.
При смене общественного строя поток неравнодушных ученых и любителей древней архитектуры, посетивших Анхимово, не иссяк, но тональность рассуждений сменилась – номинально социалистическое общество считалось атеистическим. (След. фото: прямоугольный прируб срублен ”в обло” и завершается двумя уступами, из которых каждый крытый бочкою с главкою над нею. Возрожденная Покровская церковь, этнопарк “Богословка”:)
После революции службы в Покровской церкви в Анхимово прекратились. Опустевшее здание до 1948 года числилось памятником архитектуры и находилось в ведении районного краеведческого музея и отдела архитектуры Вологодского облисполкома. По ходатайствам местного населения, 25 июня 1948 года было вынесено положительное заключение об открытии церкви для верующих, но тут (по чьему-то злому умыслу или просто по недосмотру) возникли проблемы бюрократического характера: обнаружилось отсутствие договоров между отделом архитектуры и приходской общиной, необходимых для возобновления богослужений. Под этим предлогом тему как-то постепенно замяли, несмотря на робкие протесты со стороны местных жителей и малочисленного (и совершенно бесправного на тот момент) русского духовенства. (След. фото – вид с востока, воссозданная Покровская церковь, этнопарк “Богословка”:)
С 1949 года церковное здание, в котором еще сохранялись кое-какие иконы и богослужебная утварь, разрешили использовать под хозяйственные нужды.(След. фото – крытые лемехом бочки и главки двух первых ярусов над прирубом. Возрожденная Покровская церковь, этнопарк “Богословка”)
А в 1956 году в Анхимово приехал Бог Реставрации - Александр Викторович Ополовников. Он не мог сюда не приехать, ибо Анхимовская Покровская церковь – по его собственному признанию – являлась, наряду с Преображенской Кижской, “одним из высочайших достижений русского деревянного зодчества”. Им была выполнена фотофиксация и произведены тщательнейшие обмеры, скурпулезно изучена каждая деталь, исследовано всё, что только можно было исследовать – включая то, что исследовать было в принципе невозможно, но для этого человека ничего невозможного не существовало. (След. фото – этнопарк “Богословка”)
По заключению А. В. Ополовникова, церковь "пострадала значительно сильнее от сознательной детельности людей, чем от воздействия разрушительных сил природы". В 1963 году был поднят вопрос от реставрации Анхимовской церкви, а для начала принято решение об установке на Покровской церкви в 1964 году охранной доски.
Обмеры в Анхимово велись параллельно с реставрационными работами на Кижской 22-главой Преображенской церкви – вполне возможно, после завершения полного цикла работ в Кижах, дело бы дошло и до реставрации Анхимовской церкви. И многоглавых старинных русских северных деревянных красавиц у нас было бы целых две. И не монополизировали бы славу Кижи, злоупотребляя положением и наживаясь на своих же соотечественниках. И красоты и гармонии в неуютном мире стало бы больше. (След. фото – воссозданная Покровская церковь, этнопарк “Богословка”:)
21 октября 1963 года 20-главая (на тот момент) церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анхимово сгорела.
В небольшой заметке в газете ”Вологодский комсомолец”, от 15 ноября 1963 года, читаем: ”Начальник Вытегорской милиции Волков говорит, что пожар возник в результате несчастного случая. Двое любителей выпивки проникли в церковь через окно и под хмельком случайно подожгли её. Жители Анхимово прямо говорят, что церковь фактически не охранялась. Дверь, правда, запиралась на замок, однако окна не были заделаны, и через них в церковь проникали все, кто хотел. Она захламлялась, стала проходным двором для любителей выпивки. Так, в 1961 году уже был предостерегающий случай, когда в церковь проникли хулиганы – поломали утварь, испортили иконы. Тем не менее, Анхимовский сельсовет не принял действенных мер”
Мир потускнел, пошел трещинами, и из конструкции мироздания выкрошился обугленный кирпичик…
Александру Викторовичу Ополовникову страшная эта новость, как обухом по голове, аукнулась спустя десяток лет. Он, без малейшего сомнения, все открытия и потери пропускал через сердце – о том свидетельствует каждая строка его книг. А здесь – не рядовая клетская часовня, и даже не шатровый храм. Не стало дивного явленного пятиярусного многоглавого чуда. Ценность которого была настолько высока, что не измерялась никакими историческими мерками – ну как оценишь истинную суть храма Покрова на Рву или храма Покрова на Нерли? Церковь Покрова в Анхимове под Вытегрой – в тех же скрижалях записана.
Можно лишь догадываться, с какими чувствами и мыслями Александр Викторович смотрел на пожарище…(След. фото – пятигранный алтарный прируб, рублен ”в лапу”, на тесовую кровлю поставлена бочка с главою. Выше – восточный прямоугольный прируб и грань восьмерика, переходящие в мягкий повал, уже рубленые ”в обло”, с двумя ярусами бочек :)
После этой беды им был выполнен подробнейший проект реставрации церкви, предусматривающий, помимо восстановления сгоревших конструкций, воссоздание разобранных при ремонте в 1793 году четырех глав четвертого (предпоследнего) яруса на крестчатой бочке, завершающей малый восьмерик, и возвращение на историческое место западного крыльца на два всхода (юг-север).
Эти проекты остались лежать у него дома, оказавшись невостребованными. Почему? Решили, что одних Кижей достаточно и успокоились? Не было политической воли, свободных специалистов, средств? Тогдашний генсек Хрущев церкви не благоволил – сунуться с предложением побоялись? Почему же? Наверняка он стучался во все двери, убеждал, ждал и надеялся. Но не открылось – не услышалось – не случилось. (След. фото – восточный прируб, воссозданная Покровская церковь, этнопарк “Богословка”:)
А. В. Ополовников ушел, не дождавшись, в 1994 году. Вполне возможно, теперь возводит все задуманные на бренной земле храмы в прекрасном параллельном мире, где ничего не горит, не рушится, не теряется и не забывается.
Богатейший его архив, драгоценности величайшей, обмеры, планы, проектные чертежи, фотографии – остались у его дочери, Елены Александровны Ополовниковой, также архитектора, наследницы его традиций и незыблемых убеждений.
(След. фото – этнопарк “Богословка”)
И его всё-таки услышали. Спустя сорок лет после рокового пожара. Следующее поколение уже совсем не советских людей – переживших очередной излом эпохи, смену идеалов, установок, ценностных ориентиров. Удачно вписавшихся в исторический поворот, нарастивших жирок и преумноживших полномочия и возможности. В 2002 году нескольким из них пришла в голову мысль воссоздать погибшую в Анхимово Покровскую церковь.
Часть II. Воссозданная копия.
Разумеется, поначалу идея казалась безумием. И дело было даже не в объеме затрат – проект был осуществлен на частные пожертвования – просто сама возможность воссоздания ТАКОГО памятника архитектуры в XXI веке ставилась под сомнение.
Без профессионалов затея не имела смысла: для начала обратились за консультацией в Санкт-Петербургский НИИ ”Спецпроектреставрация”, заместитель директора которого, Михаил Исаевич Мильчик, лично дал согласие на роль научного руководителя проекта воссоздания – но при обязательном соблюдении ряда условий, одним из которых стало неукоснительное исполнение всех его замечаний относительно процесса реконструкции. Когда в дело пущена такая тяжелая артиллерия – за исход предприятия можно не беспокоиться: составлению проекта воссоздания предшествовала серьезная научная работа. (След. фото – бочки и главки всех пяти ярусов. Воссозданная Покровская церковь, этнопарк “Богословка”)
Большой удачей стал тот факт, что М. И. Мильчик бывал в Анхимово до пожара, видел, что называется, ”в натуре” Покровскую церковь, сделал множество фотоснимков и провёл ряд исследований – то есть, воссоздаваемый объект не был для него абстрактной бестелесной легендой, а вполне знакомой и изученной архитектурной моделью. Михаил Исаевич подсказал и место размещения будущей церкви – на правом берегу Невы, в 5 км от границы Санкт-Петербурга, на участке территории лесопарка ”Невский”, хорошо заметном с акватории Невы и с проходящих мимо кораблей. Еще в 1976 году здесь планировалось устройство архитектурно-этнографического музея-заповедника, даже была разработана документация – но дальше планов дело не пошло. (След. фото – Покровская церковь и колокольня Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии, этнопарк “Богословка”:)
За основу проекта реставрации были взяты обмерные чертежи и эскизы реконструкции Покровской церкви, выполненные Александром Викторовичем Ополовниковым – лежавшие мертвым грузом сорок лет, они дождались своего часа, подарив погибшему Анхимовскому храму шанс на вторую жизнь близ пятимиллионного мегаполиса. Документацию в июне 2003 года передала Елена Александровна Ополовникова, опять же с оговоркой: осуществление ею, как профессионалом в этой области, постоянного надзора за ходом работ. То есть, контроль был разносторонним, всеобъемлющим, неусыпным и бескомпромиссным.
Автором рабочих чертежей, по которым непосредственно выполнялась рубка, стала архитектор-реставратор Татьяна Ивановна Вахрамеева, руководитель ЗАО ”Лад” из Петрозаводска.
Много лет специализируется ”Лад” на реставрации деревянной архитектуры, её проектировщики и плотники работали на воссоздании объектов древнего зодчества Русского Севера, в том числе в Кижах – народ грамотный и опытный.
Во главу угла при разработке рабочей документации ставилась аутентичность и достоверность каждой детали, узла и замка. Чертежи выполнялись только вручную, с очень качественной прорисовкой каждого элемента, отдельно прописывались приёмы работ и перечень используемых инструментов. Продольная рубка, пазы, желобы, гнезда – всё вручную, традиционными топорами, сверлами, стамесками, теслами. Механическими инструментами – только самые трудоёмкие процессы, вроде поперечного распила бревна и подъема на большую высоту 12-14 метровых бревен по полметра в поперечнике (с теми, что поменьше – лебедками обходились).
Две бригады рубщиков – тоже ребята из Петрозаводска, опытные профессионалы-строители, знатоки традиций деревянного зодчества Русского Севера. Изготовлением срубов занималась бригада Сергея Ивановича Волова, а воссозданием всех 24 глав - бригада Ивана Михайловича Осипова (они же заодно срубили рядом стоящую шатровую колокольню). Однако, не перевелись, по счастью, у нас мастераJ
Лемех и детали глав изготовлялись в мастерской в Петрозаводске, собирались, затем перевозились в Ленобласть, в деревню Поги Тосненского района – дожидались, пока стены поставят. Там же в Карелии, на производственной базе артели Сергея Волова в 10 км от Петрозаводска, из карельского леса полностью рубились венцы, затем разбирались, транспортировались в Петербург и окончательно собирались на месте в этнопарке на берегу Невы. (След. фото – северная стена:)
Отдельная подвиг тема – заготовка леса для церкви. Кроме идеально прямого ствола и возраста от 120 лет дерево должно соответствовать нормативной плотности - иметь в разрезе минимум 12 годичных колец на сантиметр – растут такие в основном на скалах, на каменистом грунте. Триста лет назад качество древесины было выше, проблем с отбором леса не было. Нынче строевого леса днём с огнем не сыскать, весь повырублен – пришлось всю Карелию объездить, да по скалам попрыгать, с бору по сосенке, по ёлочке насобирать. Найти еще полдела – вывезти нужно 15-метровые стволы, укоротить-то нельзя, да и вес солидный – в каждом по два куба древесины (минимум полторы тонны). (След. фото – трапезная, юго-западная часть:)
На поиски леса ушло две зимы (заготовки традиционно, как исстари, велись в холодный сезон, когда влажность древесины ниже) – с ноября 2004 по февраль 2006 годов - а попробуйте-ка по северным нашим лесам да по сугробам погулять в 30-градусный мороз. Отобранное дерево сразу шло в дело – в марте 2005 года уже приступили к рубке первых венцов на базе близ Петрозаводска, в мае их перевезли в Петербург, к концу июня 16 нижних венцов стояли на подготовленном фундаменте, обозначив контуры будущего восьмерика церкви.
Работа спорилась: к марту следующего 2006 года вся нижняя часть восьмерика с прирубами, завершенными бочками, уже была готова. А спустя девять месяцев, к началу наступившего 2007 года, строительно-монтажные работы на Покровской церкви были практически окончены – включая установку пятиметровой в диаметре центральной главы, единственной из всех 25 глав, собранной мастерами прямо на предназначенном её месте, на 25-метровой высоте.
Остальные 24 главы, после изготовления и сборки конструкций из кружал с обрешеткой и покрытия их осиновым городковым лемехом, из карельской мастерской транспортировались в Петербург, а затем поднимались и устанавливались на кровли с помощью подъемного крана.
В течение 2007-2008 годов проводилось обустройство интерьера Покровской церкви, установка иконостаса и восьмигранного потолка-”неба”. 14 октября 2008 года, в Великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, воссозданная копия Анхимовской Покровской церкви была освящена.
Любой желающий без особых затруднений может её увидеть. Потратившись лишь на автобусный билет маршрута № 476 в обе стороны от станции метро ”Ломоносовская” Петербургского метрополитена.
Входной платы в этнопарк “Богословка” нет. Демократично и более чем досягаемо. В отличие от Кижей. Которые после реставрации, с обновленными срубами, формально древним зодчеством, наверное, назвать нельзя. А реставрационные проекты для обеих многоглавых церквей, по сути, вышли из-под одной руки – вот только воплотить их оба А. В. Ополовников не успел.
По мнению А. В. Ополовникова, маленькой главки над крыльцом Покровской церкви у сгоревшего оригинала изначально не существовало (до ремонта 1793 года Анхимовский храм имел 24 главы) – никаких сохранившихся следов, подтверждающих её наличие, в ходе обследований в 1956 году не обнаружено.
Появившись над реконструированным крыльцом, она противоречит его проекту реставрации, но доводит общее количество глав до круглого числа 25, перекрыв на три главы Преображенскую церковь в Кижах. Также отсутствовали хоры, ныне обустроенные в восстановленном интерьере церкви.
Близ Покровской церкви в этнопарке поставлена восьмигранная колокольня.
Это - копия погибшей колокольни Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии (вторая половина XVII века), запечатленная В. В. Сусловым на 18 листе первого выпуска “Памятников древнего русского зодчества”.
Вкупе с церковью колокольня смотрится вполне гармонично – чего нельзя сказать о стилизованных под старину чужеродных фонарях.
Реставраторы опасались, что Покровская церковь в этнопарке близ Петербурга окажется конкурентом Кижам. Но судя по необъяснимому отсутствию изумленной публики – переживания были напрасными. Хотя и посмотреть есть на что, и инфраструктура не хуже, и доступность в разы выше. Согласна, что с имперской Петербургской Архитектурой, знаменитой на весь мир, “Богословке” сложно тягаться. Но, хочется верить, что это лишь вопрос времени.
Анхимово (Вытегорский погост). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1708 год
[Блогово]