Я всегда был убеждён в том, что вологодская набережная уникальна, и многие города могут ей лишь позавидовать. Однако до последнего времени я никогда не пробовал всерьёз обосновать это суждение, воспринимая его просто как данность. Конечно, поездки по России лишь подтверждали мои представления, но всё-таки я посетил не так уж много городов для того, чтобы утверждать что-то наверняка. Такая ситуация вполне меня устраивала до тех пор, пока мне не нужно было никому доказывать ценность вологодской набережной в том виде, какой она была до начала варварского «благоустройства», затеянного городскими властями. Сейчас же пришло время подойти к вопросу со всей серьёзностью и обосновать свою точку зрения как положено.
Итак, начнём с того, что ограничим круг городов, с которыми будем производить сравнение. Во-первых, будем рассматривать только российские города. Во-вторых, ограничимся только столицами областей, республик или краёв и городами, сопоставимыми с ними по размерам. В-третьих, исключим из списка все города, расположенные на крупных реках вроде Волги, озёрах или морском побережье.
Первым делом мы заметим, что многие города стоят как будто в стороне от реки. То есть практически весь город (возможно, за исключением какого-нибудь посёлка-спутника) стоит по одну сторону от главной реки и выходит к ней на сравнительно небольшом участке. Наиболее яркий и обидный пример для меня — Владимир, который буквально отрезали от Клязьмы железной дорогой:
этот же список я бы внёс такие города как Киров, Оренбург, Орск, Сыктывкар, Курск (относительно Сейма), Тобольск, Кисловодск, Калуга, Арзамас и Коломна.
Другой распространённый случай — когда река не вписывается в сетку улиц города, а течёт сама по себе преимущественно где-то на задворках кварталов или промзон. При этом на реке может вовсе не быть набережной. Это характерно для городов с малыми несудоходными реками, такими как, например, Иж в Ижевске:
Там, однако, есть полноценная набережная у пруда-водохранилища, но не о таких набережных сейчас речь. Или вот Исеть в Екатеринбурге:
Правда, как правило, даже в таких городах есть пусть и небольшие, но набережные. Например, вот набережная в Челябинске.
Думаю, именно о таком благоустройстве мечтают наши градоначальники: бетон плюс фонтан. А это Брянск, река Десна:
Липецк, река Воронеж:
Белгород, река Везелка:
Саранск, река Инсар:
Эта набережная, видимо тоже пришлась бы по вкусу нашей администрации. Тут тебе и бетон, и парковка, и стадион — всё как у людей. А ниже представлен Краснодар, река Кубань:
Смоленск, река Днепр:
Рязань, река Трубеж (Ока лежит в стороне от города):
Про это фото я ни за что бы не поверил, что оно сделано в центре. Но, судя по Яндекс-картам запечатлённая на нём пристань носит гордое, но вполне заслуженное название «Кремлёвская», поскольку расположена у самого Рязанского кремля. Но движемся дальше, Великий Новгород, река Волхов:
Псков, река Пскова:
Йошкар-Ола, река Малая Кокшага:
Вот тоже мечта мечта наших правителей. Мало того, что река в бетоне, так кругом ещё и новодельные достопримечательности. А если серьёзно, очень обидно, что в Йошкар-Оле такая безвкусица взяла верх. Иваново, кстати, тоже очень жалко — речка Уводь просто изуродована бетоном:
Причём он тут уже не выглядит свежим: повсюду пробивается трава, отчего набережная приобретает типичный для российских городов заброшенный вид. Далее город Уфа и расположенная на его окраине прекрасная бетонная набережная одноимённой реки:
В других городах река чуть лучше вписывается в уличную сеть. При этом набережные становятся протяжённее и достигают длины более 2 км. К таким городам я бы отнёс, например, Тулу. В центре набережная одного из рукавов Упы выглядит очень даже красиво и современно:
Думаю, нашим чиновникам она бы не пришлась по вкусу. Хотя лично мне эта набережная из всех увиденных понравилась больше всего. Впрочем, к сожалению, есть там и другие пейзажи:
А это уже Ростов на Дону:
Орёл, река Ока:
В принципе, вполне прилично. Вон и граффити на бетоне приветливо желают некой Ане доброго утра. Ниже представлен уже Тамбов, канал реки Цны:
Тоже очень даже симпатичная набережная. А всё потому, что противоположный берег живой и на него приятно смотреть. Впрочем, на вологодскую набережную она тоже совсем не похожа. Пенза, река Сура:
Тюмень, река Тура:
В Тюмени набережная тоже по своему хороша: длинная, новая, многоуровневая. К тому же с противоположной стороны живая зелень радует взор. Однако, как и ни в одном из вышеперечисленных городов, река не выполняет роль «главной улицы города». Возможно, к этой категории можно отнести Тверь с пока ещё не очень полноводной Волгой:
Но, пожалуй, ближе всего к Вологде по месту рек в жизни города стоят Петербург и Москва. Как там выглядят набережные, думаю и так все представляют. Но тем не менее, вот картинки. Это Петербург, река Фонтанка:
А это Москва:
Вообще, мне кажется, у Вологды больше всего общего именно с Москвой. Символично что даже названия обоих городов полностью повторяют названия рек, на которых стоят. Обе реки являются достаточно небольшими, позволяющими городу свободно располагаться по обоим берегам, но при этом судоходными, что не даёт их просто оставить где-то на задворках. Обе реки имеют протяжённые набережные, которые сами задают сетку городских улиц. Достаточно сказать, что самая длинная улица в Вологде — это набережная VI Армии протяжённостью более 4,5 км. А помимо неё есть ещё Пречистенская набережная, и выходящее к воде улицы Сергея Орлова, Бурмагиных, Советский Проспект и Машиностроительная. Город неразрывно связан с рекой — и так было на протяжении всей его истории. На её берегах стоит большое число старинных домов и храмов, но при этом река выглядит живой и естественной! Давайте просто посмотрим на фото. Справедливости ради я решил тоже вставить фотографии из карт Яндекса.
Но не удержусь и от профессиональных фото, чтобы вы лучше понимали, о какой уникальности я говорю:
Где вы ещё такое видели? Где вы, гуляя по центру города белой ночью могли слушать соловьёв или любоваться кувшинками? Да нигде! И к сожалению, скоро лишимся мы этой возможности и в Вологде. А всё потому, что кто-то считает, что бетонные берега — это признак развитого города.
Но давайте всё-таки вместо грустного нытья под конец всё-таки сделаем для себе некоторые выводы. У меня их три:
- Вологодская набережная действительно уникальна. Наша река — фактически главная улица города с множеством памятников архитектуры. Летом по ней ходят теплоходы, а зимой катаются лыжники. Исторически она служила воротами водного пути на Север и до сих пор продолжает трудиться на благо города. Но при всём она сохранила естественный ландшафт живой реки. Такого сочетания больше нигде в России нет.
- Бетон вовсе не делает набережную красивее. Примеры тому — Иваново, Йошкар-Ола, Уфа, Саранск и, конечно, Челябинск. Возможно, кто-то считает набережные в этих городах красивыми. Пусть так. Но их ведь и так уже достаточно! Зачем ещё один город с бетонными берегами?
- Уважающий себя город вовсе не обязан иметь бетонную набережную. Более того, набережная без бетона может быть красивой, прочной и современной. И пример тому — Тула. Ну и Тамбов тоже отмечу.