Я тут выскажусь по поводу самой большой трагедии российского масштаба, которая сейчас творится в Вологде, и которую почему-то до обидного мало замечают за пределами этого города. Да и в Вологде не все еще, кажется, поняли, что происходит.
В Вологде много памятников архитектуры, зданий, образующих вместе картинку, ландшафт, увидев который турист ошалевает и восторженно вопиет: Мамочка родная, да вот же она, посконная, духоподъемная, скрепная Русь! Нам говорили, что все это неправда, нету ее, это все выдумки пропаганды – а нет!!! Вот она, пожалуйста! Раз, два, три, четыре – только большие церковки на той стороне, а за ними еще, а между ними - старинные белые домики… А за спиной… ой, а за спиной София с куполами и музеями, парк со смешными арт-объектами, а все это на замечательной живой реке, у которой не бетонные берега. И все это не в медвежьей дыре, а в ста метрах от цивилизации с вполне столичного уровня кафешками, гостиничками, и, для желающих, - с дешевым милым провинциальным бытом, который сам по себе – туристическая экзотика. Ура! Найден волшебный город с русской душой. Турист тает и млеет.
И все. Заворачивай и продавай ему сувенирку, еду, экскурсии и проч. Идеальный туристический объект в восьми часах от Москвы.
Домики и церковки на набережной Вологды охраняются как объекты культурного наследия, и с ними вроде проблем не видно (проблем много, но это проблемы, не видные туристу). А вот реку турист видит. И когда он видит то, что с рекой сейчас делают… у него не подбирается цензурное слово… и с языка слетает что-то вроде: …., какой добрый человек решил, что если берег реки закатать в бетон и булыжники, этот вид будет еще духоподъемнее? Почему этот благодетель не спросил, как это понравится горожанам и туристам?
А благодетель может на голубом глазу думать, что он приносит счастье городу. Потому что ему нипочем не догадаться, что «духоподъемность» вида и счастье туриста и коренного вологжанина заключаются в берегах, которые… не благоустроены. Это для местной власти - разрыв шаблона. Как может быть лучше бездействие, не-благоустройство? Не может! Потому что провинция (в его представлении) – это не-благоустройство! И засыпанная лужа, закопанный овраг, выкорчеванное дерево, в общем, любое действие по изменению природной среды, которой, типа, слишком много – победа над отсталостью и провинциальностью.
Железный аргумент, да уж. Вот только отсталостью нынче является - бетонировать берега там, где их можно оставить живыми. И провинциальностью является непременное желание все «благоустроить». Но это, к сожалению, известно только тем, кто благоустроен уже в московских бетонных ящиках по самое некуда.
А вологодский провинциальный чиновник на замечание, что не-бетонные берега – это естественная среда памятников, в лучшем случае округлит глаза и покрутит у виска.
Вот в чем и дело. Возможно, после этой вологодской беды в будущем примут статьи 73 ФЗ, по которым берега рек и их оформление в исторических городах станет национальным достоянием и будет подлежать охране. Но ждать, когда это произойдет? Берег Вологды уже успеют закатать в бетон.
Я не хочу сказать, что дело совсем плохо. Даже без закона об охране памятников можно попробовать изменить ситуацию, можно спасти хотя бы ту часть набережной, которая напротив Софийского собора.
Надежда на то, что люди – и в Вологде, и в столицах, достаточно громко будут заявлять свою позицию. Позицию о том, какая набережная людям нужна (а для города – выгодна!). К сожалению, судьбы набережных, решеток, топонимики и т.д. решают у нас по всей России люди, не слишком, скажем так, осведомленные в этих вопросах. И их вкус, часто провинциальный в худшем смысле этого слова, является решающим аргументом.