О случившемся в Кондопоге

[Блогово]

Всё печальное, что происходит периодически с Атлантидой Русского Севера, заставляет думать о том, насколько (не)долог век тех потрясающих памятников старины, которые мы видим в своих путешествиях по таёжным просторам. Нет гарантии, что завтра не придёт печальная новость из Красной Ляги, где одиноко в чистом поле еще живёт Сретено-Михайловская церковь, или из Цивозеро, где чудесная вихрастая колокольня пока ещё стоит, накренившись, в полужилой деревне и каким-то чудом (уже спустя сто лет после Билибина) держится.

Полистав ленту Фейсбука, вижу много мнений о случившемся в Кондопоге (до которой в мае я не доехал - и теперь сомневаюсь в перспективах поездки в Онежскую Карелию, ведь главного хита уже нет). Много пишут о загребущей и жадной РПЦ, которая ненасытна и уже зарится на деревянные храмы. Другая сторона сетует на то, что служб в Успенке не проводилось уже три года, и божья кара была неминуема. Оба этих крайних мнения воспринимаю с раздражением, ибо церковь сгорела не от свечей перед иконами, которых не было (как не было и факта службы), а уж божий промысел и вовсе относится к разряду агностических вопросов. Тут как раз все более или менее понятно: храм погиб ввиду наплевательского и бессистемного подхода к сохранению культурного наследия в России вообще и на севере - в частности.

А что мне реально не даёт покоя, так это обстоятельства пожара. Что-то тут загадочное. Какие-то два паломника, нарезавших круги вдоль Успенки рано утром, потом туристы, пожарная сигнализация спустя 5 минут после отъезда группы, сторож, который то ли был в церкви всю ночь (зачем?), то ли открыл её утром - от разнородных новостей взрывается мозг. Очень хочется понять реальные причины, и пока, кроме халатности сторожа, проморгавшего какой-нибудь «туристский» окурок, мне ничего не приходит в голову.