Вот уже неделю продолжается путешествие по отдаленным уголкам Великоустюжской епархии, в ходе которого идёт сбор и уточнение материала для первого тома Церковно-исторического атласа Вологодской митрополии, посвященного Великоустюжской епархии (проект поддержан грантом конкурса «Православная инициатива», руководитель – протоиерей Алексей Сорокин). Наши путешественники сейчас в Никольском и Кичменгско-Городецком районах, и вот что они сообщают:
«…Снова чудом нам удалось обнаружить очередной замечательный храм. Ориентиром для поиска каменной Старо-Георгиевской церкви для нас была деревня Ковригино, которая оказалась оставленной своими жителями.
Спросить о храме нам было уже не у кого и мы наудачу отправились на юго-восток искать урочище Старо-Георгиевское, не обозначенное на современных картах. И нам в очередной раз повезло! За полем, окруженным высоким лесом, нас встретил шпиль церкви, а приблизившись к ней, мы прочитали табличку: «Городище Халезец. Это первое место в Никольском крае, освоенное и окультуренное русскими людьми». Отсняв храм и его искусные, изящные росписи, мы поехали в село Лоха. Там, пересекая реку по висячему мосту, мы увидели восстановленную Введенскую церковь, похожую на настоящий замок. А по дороге к ней – развалины упраздненного одноименного храма.
Повсюду нас сопровождала ушастая подружка, которую мы покормили на прощанье. Лишь фрагменты стен, к сожалению, остались от деревянной Никольской церкви в Кудрино. Зато не оставлена прихожанами Ново-Георгиевская в Щепелино. И в самом Кичменгском Городке восстанавливается интересная Успенская церковь. Долгий непростой путь предстоял нам, чтобы отснять церкви в Верхней Ентале, Подгородье, Сараево. В Верхней Ентале мы познакомились с Валентиной, которая поделилась с нами своими переживаниями о сложностях с восстановлением Ильинского храма. Чтобы церковь обрела прежний вид, уже многое сделано: например, храм и территория очищены от мусора, спилены деревья с крыши, завезен стройматериал для возведения лесов, даже готов архитектурный проект восстановления храма, но сил, а главное – болеющих за его судьбу людей не хватает. Рядом с церковью стоят развалины бывшей церковно-приходской школы. Здесь, согласно мемориальной табличке, учился участник русско-японской войны старший минер Иннокентий Алексеевич Денежкин, погибший на эсминце «Стерегущий» в Жёлтом море.
По Александро-Невской церкви, перевезенной в Верхнюю Енталу из деревни Кузюг, как сообщила нам Валентина, есть две версии: это нынешнее здание магазина или здание клуба. В Подгородье от Михайловского двухэтажного с колокольней храма сохранилась только часть стены. Обнаруженная нами рядом деревянная церковь, по словам местных жительниц, раньше, «четыре-пять лет назад», была школой. В Сараеве нас ждали два больших храма: Троицкая церковь, покрытая новой крышей, и Всехскорбященская. В последней нам понравились своды и торжественные галереи: в прежние годы, здесь, наверно, было очень красиво…».