В краеведческой части моей домашней библиотеки много всяких-разных фотооткрыток с видами Вологды – от черно-белых, выпущенных местной фотоартелью, до цветных, отпечатанных в столичных типографиях. По ним видишь, как менялся город, хотя набор объектов и точек съемки был примерно одинаков: в постсоветское время исчез только обязательный Ленин и другие памятники, связанные с идеологией. Современные книгопродавцы считают, что открыточный жанр изжил себя.
Набор открыток «В Вологде-где», изданный кинокомпанией «Новая идея» (автор проекта Снежана Малашина известна многим по фильмам о Вологде), опровергает все устоявшиеся представления о жанре.
Во-первых, открыток много – две дюжины.
Во-вторых, виды неизбитые, неожиданные; уверен, что некоторые вологжане не сразу узнают свой город. Ведь как обычно бывает: смотрят люди на хорошую фотографию и говорят: «Красиво. Как на открытке!», настоящего же художника ценят не за приукрашивание, а за неожиданный взгляд, душевное отношение к сюжету. Фотограф Виталий Бахтин, несомненно, - художник в своем деле. Вот стена деревянного дома с кустом сирени на переднем плане – это моя Вологда; дом снесен буквально месяц назад, но в памяти и на этой открытке он теперь останется.
В-третьих, - и это главный маркетинговый ход издателя – на обороте каждой открытки стихи, сюжетно связанные с картинкой. Это делает набор миниэкскурсией по Вологде. Стихи разные по настроению, содержанию, поэтому и Вологда предстает на снимках и метельной, и яркой снежной, и лужистой мартовской, и золотоосенней и летнезакатной… Уровень стихотворного ряда под стать зрительному: с известными стихами М.Матусовского, В.Белова, О.Фокиной, Р.Казаковой, Н.Рубцова и других мэтров соседствуют проникновенные строки Н.Адлер, А.Алеексеева и других. Еще раз подумалось о необходимости издания поэтической антологии о Вологде. Кто бы взялся?
В-четвертых, половина сюжетов в наборе – деревянное зодчество: и поэты и издатель чувствуют, в чем «изюминка» города.
Недостатков в издании, даже по гамбургскому счету, немного: одна открытка неправильно подписана, да из общего ряда сюжетов выбивается, на мой взгляд, «голая» набережная между Золотухой и бывшим Красным мостом.
Закончить хочу цитатой из вступительного текста на обложке набора, такого же душевного, как и сами виды:
«Уверены, что… вам обязательно захочется самим пройтись по заветным местам…, чтобы все увиденные в этом альбоме картинки обрели свой объем, обросли новыми красками,... звуками,... запахами. Вероятно, это путешествие будет долгим, но вряд ли скучным!»