Нашествие Дедов Морозов, или как российский бизнес создает новый фольклор

[Блогово]

В России просто какое-то нашествие новых сказочных персонажей. У Деда Мороза появилось такое количество родственников и собратьев, что я даже удивилась.

Видимо в связи с импортозамещением в сфере туризма в России как грибы начали расти различные этнографические комплексы, где одним из новых персонажей стал местный этнический Дед Мороз.

Большинство из них, оказывается, вообще были придуманы местными жителями, бизнесменами или даже детьми на основе каких-то местных легенд, сказок, обычаев и традиций.

Эти герои из года в год становятся все более популярными, в этом году туристический портал уже даже рейтинг Дедов Морозов составил.

Поэтому я решила собрать всех Дедов Морозов в кучу, рассказав, кто их придумал и в какую одежду одел. Список пойдет по рейтингу, хотя некоторые Деды Морозы не вошли, но я про них тоже напишу.

Номер 1.  Русский Дед Мороз

Самый известный Дед Мороз в России проживает в Великом Устюге Вологодской области. Он был создан еще в 1999 году при поддержке губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, по благословению экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. Получил усадьбу и прописку. Путина видел. Ездит на Кремлевскую елку, гастролирует по регионам. Именно его день рождения празднуют 18 ноября: в это время в Великий Устюг приходит зима, ударяют морозы. Зажигается первая новогодняя елка.

  
Роль по очереди играют четыре исполнителя, дабы не останавливался конвейер детских восторгов. Костюмы у всех четырёх актеров слегка разные. Зимняя шуба часто красная, а летняя - белая.

Официальный сайт вотчины Деда Мороза в Великом Устюге Вологодской области.
http://www.dom-dm.ru

Я именно про этого персонажа писать много не буду, потому что он, во-первых, классический и всем знаком, а во-вторых я собираюсь написать про русского Деда Мороза отдельный пост

Номер 2.  Татарcкий Дед Мороз -  Кыш-Бабай

6     a13819b87714cd43c9cbfe19101cc391.JPG

Однажды директор одной из туристических компаний Казани увидела по телевизору передачу о вотчине Деда Мороза в Великом Устюге и решила создать подобное в Татарстане. С тех пор татарский волшебник-старец поселился в самом сказочном уголке республики – в селе Яна Кырлай. Ведь именно в деревне Яна Кырлай когда-то жил «татарский Пушкин» Габдулла Тукай, прославивший этот край в своих сказках про мифических существ, живущих в окрестных лесах и реках

Легенда гласит, что древние тюрки отмечали начало обновления жизни в самую долгую ночь декабря. Считалось, что в эту ночь родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами. Зимой управлял Кыш тенгресе - Зимнее божество. В народе его называли Кыш Бабай.

Зимний бог отвечал за веселое празднование Нового года, которое происходило в самую длинную ночь в году - Кара Тон 22 декабря. Этот день и является Днем рождения Кыш Бабая. На праздник Кыш Бабай приглашал все свое божественное окружение: любимую дочь Кар Кызы, друзей Кар Малай и Кар Эби, а также помощников - духа леса Шурале и духа воды Су Анасы. Продолжались торжества до 1 января и заканчивались праздником Нардуган.

Кыш Бабай живет в резиденции, а не в вотчине. Он носит костюмы с национальными орнаментами, а шапку в виде зимней тюбетейки. Один из его костюмов синий, а другой – зеленый. Зеленый цвет считается цветом татар и особенно любим мусульманами.

У Кыш Бабая внучки нет, а есть дочка Кар Кызы. Ее платье тоже скроено по подобию национального платья татарок, с воланами на подоле. Его дополняет нагрудное украшение на матерчатой основе «изю», обрамляющее и закрывающее грудной разрез. Татарки передавали это украшение из поколения в поколение, и каждая новая хозяйка украшала его по-своему: дополняла вышивкой, декорировала камнями.

Свита Кыш Бабая – это 14 сказочных героев: дочь Кар Кызы, Батыр, Шурале (герои сказки Габдуллы Тукая «Шурале»), Алтынчэч (Златовласка – по легенде девушка-воительница, охраняла Биляр от захватника Тимерхана), Тахир, Зухра (герои восточной легенды, которая рассказывает о их трагической любви), Убырлы (аналог Баби-Яги), снеговики, шайтаны (черти). Все эти персонажи живут рядом с Кыш Бабаем.

Официальный сайт Кыш Бабая  http://tatar-moroz.ru

Номер 3. Карельский Дед Мороз -  Папакайне 

Примерно в то же время, когда в Великом Устюге поселился общероссийский Дед Мороз, в карельском городке Олонец родилась свежая идея. Городок маленький, 10 тысяч жителей, экологически чистый; находится на перекрестке дорог — и до Петрозаводска, и до Петербурга недалеко. Для развития туристического потенциала не хватало одной малости: той самой свежей идеи. Она пришла в голову мэру Олонецкого района Геннадию Отставнихину.

Ему слово: "Олонецкие игры Дедов Морозов основаны на простой концепции: к нам приезжают Деды Морозы и доказывают всем свою "настоящесть". Отсюда требования: костюм и законченный образ. Город у нас маленький, так что выйти из образа можно только в своем гостиничном номере. Еще мы решили, что это мужские игры, никаких Снегурочек нам не надо. Первые участники приехали из самых разных регионов. Самый дальний, кажется, был из Оренбурга."


Олонецкие игры Дедов Морозов

По условиям игр, Дедов Морозов оценивают дети. Деды выступили перед детьми, потом устроили программу для взрослых. Для города был колоссальный праздник.

Тогда же, перед первыми Играми, появился на свет Паккайне (ударение на первый слог), карельский Морозец. По словам Геннадия, образ Паккайне придуман на контрасте с образом «деда»: Мороз — взрослый, даже пожилой персонаж, а Паккайне — молодой симпатичный парень. С продуманной до мелочей легендой. Мальчишка, купеческий сын, родился первого декабря в торговом обозе, возвращавшемся в Олонец с ярмарки. В память о необычном рождении получил имя Паккайне, что в переводе с карельского значит "морозец". Рос как на дрожжах — за неделю взрослел на три года. Вырос, стал озорным и х​**иганистым парнем, торговал кружевами олонецкими, привозил в город заморские сладости. Нравился всем — таких называют "первый парень на деревне". К концу зимы вырос в мужчину и отправился повидать мир. Из любого зеркала, куда заглядывал Паккайне, потом выходило его отражение и оставалось жить в городе.

К следующей зиме эти доппельгангеры превращаются в Дедов Морозов и приезжают в Олонец, где и соревнуются. Каждый пытается доказать, что он настоящий Паккайне. Истинный же Морозец участвовал в соревнованиях, пока 1 декабря, в свой день рождения, не превращался в младенца. И опять начинался процесс его взросления и размножения.

 3 wx1080 (3).jpg

У Паккайне- два основных костюма в бело-сине-красных цветах. Красная шпочка или фуражка, синие варежки, синие штаны и белая рубашка или полушубок.

На очередном XVI фестивале «Олонецкие Игры Дедов Морозов» Паккайне вместе со сказочными друзьями открыл свою резиденцию "Купеческий двор Паккайне"."Купеческий двор" разместился на территории парка в здании музея, в левом крыле старинного купеческого дома.В резиденцию Паккайне входят купеческая лавка, новогодняя кладовая и уютный дворик.

Официальная резиденция Паккайне http://pakkaine.karelia.su/

Пока без рейтинга и без номера - Карельский Талви Укко 

У Паккайне есть брат Талви Укко с резиденцией в карельском селе Чална рядом с Петрозаводском.

Талви Укко, по-карельски "Зимний Дед", долго странствовал по свету и однажды решил осесть в Карелии, недалеко от г. Петрозаводск в Пряжинском р-не, пос. Чална. Сильно подозреваю, что руку к этому приложила администрация данного поселка. Хотя они пока не признаются.

По легенде, новорожденный Талви Укко упал в карельский лес прямо с неба. Его спасли собаки: подобрали и принесли своим хозяевам. С тех пор собак он очень любит! Став взрослым, Талви Укко смастерил себе большие сани для езды на собаках – нарту. В эти сани он запряг своих спасителей и отправился путешествовать по тайге.

Карельский Дед Мороз носит роскошную красную шубу, расшитую звездами, и красные сапоги.Шапка у Карельского Талви Укко теплая, меховая.

Вотчина у дедушки большая, яркая, с множеством сказочных элементов, чайным домиком. И, конечно же, Талви Укко владеет питомником ездовых собак. Здесь живут голубоглазые и кареглазые хаски, очаровательные маламуты. Дополняют эту компанию дружелюбный козлик, гордые гуси и прекрасные северные олени.

Официальный сайт резиденции  http://talvi-ukko.ru/

Номер 4. Бурятский Дед Мороз -  Сагаан Убугун  (Саган Убген) - Белый Старец 

Образ Белого Старца как сказочного новогоднего персонажа был предложен в 2007 году республиканским агентством по туризму Бурятии. Роль предложили сыграть самому знаменитому актеру республики Дамбадугару Бочиктоеву. Его сразу в качестве Белого старца из Бурятии пригласили в Великий Устюг, где собрались деды Морозы со всех концов света, от Якутии до Карпат. И только Белому старцу дали возможность исполнить приветственную песню. Возможно, с той поездки многие начали называть Белого старца бурятским Дедом Морозом. В газетах так и писали: туристическая отрасль республики обзаведется собственным Дедом Морозом.

 

Сагаан Убугун является одним из главных персонажей праздника Сагаалган ("Белый месяц") – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года.

Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает.
Его образ восходит к мифам о боге – супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках, прикосновение которого дарит долгую жизнь, сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом.


Старинное изображение Белого Старца

Как мы видим, современный костюм отличается от того, что изображали на старинных рисунках. Старцу оставили его особые приметы - белую одежду, белую бороду, а в руках посох с головой дракона. Но одежду сделали более зимней, с меховой шапкой и белой шубой, к которым добавили стилизованные бурятские узоры.

Сагаан Убугун принимает гостей в резиденции в Улан-Удэ Республики Бурятия

Номер 5. Удмуртский Дед Мороз -  Тол Бабай.

Тол Бабай - результат плодотворного взаимодействия муниципальных властей Удмуртии и малого бизнеса по развитию сельских регионов республики.

По легенде, Тол Бабай — это потомок удмуртских великанов, алангасаров. Когда на Земле появился человек, алангасары поняли, что им пора покидать родные места, и отправились далеко на север. Но один алангасар уходить не захотел, уж очень он любил природу родных краев. Она в ответ поведала ему тайны животного мира, передала знания о свойствах растений. Живя среди людей долгие годы, алангасар стал походить на человека. Он любил наблюдать за тем, как дети зимой катаются с горок. Однажды ребята его заметили, но не испугались, а позвали играть в снежки. Потом с увлечением слушали его необычно-волшебные рассказы. Нового друга дети назвали Тол Бабай — "зимний дед".

  

Особые приметы Тол Бабая: шуба у него фиолетовая, а посох кривой - от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе. Первоначальным местом жительства была деревня Титово в Шарканском районе Удмуртии, а позже была построена резиденция там же в селе Шаркан.

Летом Тол Бабай переодевается в специальную летнюю одежду. В июльскую жару он ходит в красивом костюме, правда, не в таком тёплом, как зимой. В гардеробе летний наряд пока только один. Он из легкой ткани, с оригинальным орнаментом. В единичном экземпляре -  летний чудо-посох с головой лося из дерева как символа Удмуртии.

Официальный сайт Тол Бабая http://tolbabay.net/

Номер 6. Марий Эл Дед Мороз -  Юшто Кугыза  

Марийского Деда Мороза зовут Юшто Кугыза, что переводится, как «Холодный дедушка». Впрочем, на марийском языке слово "кугыза" обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик.

Судя по всему, персонажа Юшто Кугыза решила поселить у себя администрация марийского села Кукнур, где проживает историк и краевед, кандидат исторических наук Руслан Бушков. Не удивлюсь, если именно он приложил руку к тому, как -  Юшто Кугыза  должен выглядеть, во что быть одет и какие традиции соблюдать.

По утверждениям Руслана Бушкова -  Юшто Кугыза   появился в фольклоре мари давно, около десятого века и родился он именно в Кукнуре. По легендам, жил он в большом каменном доме, с женой -  Юшто Кува, сыном и дочерью. Сына звали Поран (вьюга), дочь — Теле (зима).

Но кроме Юшто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – "Овечья нога"

Название закрепилось от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги с целью "вызывания" в новом году большего приплода овец. Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников, и православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством. Васли Кува-Кугыза и Шорыкйол Кува-Кугыза обычно возглавляют шествие ряженых и приносят в дом удачу и счастье.

Современный кукнурский Йушто Кугыза имеет секретаря в администрации села Кукнур, и к нему можно записаться на прием, чтобы потом приехать и попариться в баньке по-черному и по-белому, поесть блинов и пообщаться.

Продолжение
https://selyanka1.livejournal.com/43739.html