(многа букф)
Так получилось, что в последние две недели я довольно часто шастала на всевозможные презентации и открытия. Иногда я сама подобное организую, и быть по другую сторону луны - просто как культурный прихожанин - оказалось крайне полезным. Я обнаружила, что мы безмятежно устарели в культурном событизме и остаемся в рамках таких традиций и привычек, которые сжимают нас тисками. Мы постоянно говорим о ужасном финансировании, плохой гос. стратегии, потребительстве, "больше не читают" как о медузах культурного обнищания. Но, может, стоит посмотреть в зеркало?
Побыв обычным посетителем, я постаралась выделить все то, что мешает человеку приобщиться к высокому.
1. ФОРМАТ.
Если я предложу: "Пошли на открытие..?" - что вы представите? Правильно: приходим (опаздываем), садимся (стоим), открытие задерживается, но не больше, чем на 10 минут, ведущий вызывает поочередно людей, которые произносят речи, немного душно, кто-то кашляет. В туалет не выйти, потому что ты в середине. Лекторы в лучшем случае перемежаются со слайдшоу, видеороликами и бардами, в худшем - только с ведущим. Все немного затягивается. И еще немного затягивается. И еще немного. А потом мы идем по домам. А, если повезет, остаемся на фуршет. У меня такое подозрение, что формат подобных культурных открытий (не важно, книга это, выставка, поэт или археологическая находка) не менялся не то что годами - столетиями. Может, уже пора?
2. МОНОЛОГ.
Как мы, устроители культуры, получаем обратную связь, чтобы становиться лучше? Никак. На открытиях нет диалога. Никакого. Экспертам, объясняющим, почему выставка (книга) прекрасна, редко задают вопросы. Ведущему тем более. Выставку ты еще не посмотрел, роман не прочитал. Вы скажете: "А Книга отзывов"? Но это тоже монолог. Только зрителя. Причем, часто не самый честный. Живого отклика "здесь и сейчас" мы не увидим. Разве, что наши друзья подойдут к тебе, замыленному организатору, и, видя твои бешеные глаза, похлопают по плечу, мол, молодец. А конструктивная критика? Охохо.
3. МНОГОСЛОВНОСТЬ.
Серей Довлатов видел "тайную бессознательную причину нашего катастрофического российского многословья" в плате за объем написанного или сказанного. Я не знаю, откуда это пошло, с подражания ли Толстому или с советских парт. собраний, но надо признать как факт: мы не умеем говорить мало и по делу. Наш любимый жанр "мыслию по древу лирических отступлений". Многие говорят витиевато, красиво, образно, редко кто с юмором, единицы чувствуют регламент. Больше всего в Америке меня поразило то, что все лекторы неукоснительно его соблюдали , а значит, уважительно относились к чужому времени. Если лекция была часовой - монолог длился 30 минут. В остатке - общение, вопросы, комментарии. У нас наоборот - мы разглагольствуем, пока слушатель не упадет замертво.
4. ЭКСПЕРТИЗМ.
Когда я прихожу на открытия и презентации, всегда чувствую себя ничтожным дураком, который ни в чем не разбирается. Выступают всегда эксперты, мэтры, знатоки, кандидаты, заслуженные работники. Они несут свет культуры темноте, раскрывая нюансы бликов на масляном солнце или подробности архивных изысканий. Атмосфера часто "экспертная" (великодушное просвещение) и редко дружественно- доброжелательная. Панибратства с публикой вообще разводить нельзя. Панибратство, ирония и культура - это же правда, как антонимы? Для меня, кстати, примерами для подражания являются две ведущих: Елена Волкова и Галина Щекина, которые мало того что умело закругляют "эксперта", так еще и позволяют себе мягко иронизировать над ним.
5. ПРИЧИНЫ.
Зачем люди приходят на открытия и презентации? Послушать экспертов? Нет. Их интересует сам предмет: посмотреть выставку, заполучить книгу, увидеть автора. Побыть в культурном обществе, почувствовать себя духовно богатым, встретить старых знакомых, пообщаться, глотнуть шампанского. Наверно, они не прочь получить и краткий предваряющий комментарий, чтоб предмет стал более понятен. Но нет, мы пускаемся в пространные рассуждения, забывая о потребностях наших гостей. Вы скажете: "Шампанское и болтовня - плебс!" Но, подумайте, эти люди доверили нам самое драгоценное, что у них есть - время. Четыре часа, половину рабочего дня (на сборы, дорогу и мероприятие) они отдали нам, вместо Рен-тв, халтур и друзей. И как мы отблагодарили их за это? Двухчасовым сидением, невозможностью выйти в туалет, жаждой и духотой. Необходимостью слушать чьи-то затянутые разливания. Основной контингент подобных мероприятий - люди за 60. У них есть время. А молодежь "совсем не интересуется культурой!" Интересно, почему?
6. МЕЖДУСОБОЙЧИК.
Моя работа такова, что я редко бываю человеком со стороны. На открытиях, обычно, я знаю половину гостей и всех организаторов. Я в тусовке. Но недавно я была на открытии, где никого не знала. И я почувствовала себя лишней. Дело было так. Мне понравились работы Васи Иванова, я прочитала о нем в буклете, решила узнать побольше и посмотреть выставку. Сначала с меня взяли деньги за вход (на открытие выставки), хотя все остальные проходили бесплатно, потому что были знакомы между собой. Потом мне пришлось сидеть спиной к выставке, слушать экспертов и друзей. Фразы: "Мы все знали Васю.. Как вы помните, Вася говорил.. А, правда, Ирочка, Вася любил.." дали мне понять, что из присутствующих не знала Васю только я. И мне было неудобно за это. Я не понимала общих шуток и не помнила общих воспоминаний. В итоге, я ничего не узнала о Васе как о художнике, зато выяснила, что он душевно пел, варил пельмени, любил женщин и прочие интимности. В конце я не могла спокойно посмотреть работы, поскольку организаторы нервничали, неуверенно расстилая скатерть для фуршета, и обрывки фраз: "Погоди, народу много, сейчас уйдут..." лишь усилили мою неловкость и поспешание. Мы говорим, вздыхая: "На открытия ходят одни и те же". Но если бы к нам случайно забрел случайный человек - вернулся бы он снова?
ДОЛГОЖДАННЫЙ ФИНАЛ.
Я тоже многословна. И трачу ваше время. И мне неловко. А потому я не закончу стенаниями. Я хочу продуктивности. Почему бы нам, например, не пить чай (если мероприятие длится больше часа) в середине, чтоб люди отдохнули и пообщались? Почему не предлагать театральные, музыкальные перфомансы, созвучные теме? Почему не сделать так, чтоб человек мог уйти с середины, не обидев ерзаньем стула? Почему мы так редко проводим мини-экскурсии по выставкам на открытии? Почему не ставим 3-минутные песочные часы перед экспертами? Почему не задаем вопросы аудитории? Я вижу хорошие мероприятия в нашем городе, (например, Иван Попов не дает скучать и динамично на Пече-куче. И верю, что их будет больше. Но только тогда люди потянутся к культуре, когда культура начнет думать о людях.