Мы публикуем продолжение интервью с Александром Коковиным, где он раскрывает проект нового туристического очага в Великом Устюге. Александр уверен, что эта идея заставит всю страну по-новому взглянуть на город. Но, по странному стечению обстоятельств, город упорно не желал принимать новых идей устюжского предпринимателя. О том, какие преграды встали на пути новых туристических концепций в Великом Устюге – в нашем интервью.
— Я тут недавно услышал от начальника департамента туризма Вологодской области, что начались подвижки с проектом, который уже несколько лет не выходит из головы. У него в интервью спросили о новинках, и он сказал, что со следующего года будет проводиться фестиваль Водолея.
— А можете подробнее рассказать про этого Водолея? В чём идея?
— Вроде как приснилось мне однажды утром, что можно создать ещё один праздник — праздник Водолея. И это явно не случайно было. Устюг – единственный, на чьём гербе изображён тот самый Водолей. Правда, парадокс в том, что официальное его название – Нептун, и везде он прописан как Нептун. Объясню, в чём парадокс.
Можно сейчас выйти на улицу, остановить подряд человек десять, и все они вам ответят, что на гербе изображён Водолей. Но мало кто упомянет Нептуна. Нептун – это вообще иностранное слово. Он ещё из римской мифологии идёт. Раньше идея возвращения к классическим канонам античности были в моде. А водолей – слово исконно русское. И простым людям неведомо было, откуда этот Нептун появился. Все были уверены, что это Водолей. К тому же Нептун – бог морей и океанов. А откуда у нас здесь океаны?
Я ещё подумал: так ведь началась сейчас эра Водолея – вроде как новая глобальная эпоха. Водолей как знак зодиака действует как раз с конца января по конец февраля. А у нас обычно поток туристов с конца декабря по конец января. Ну, и грех не воспользоваться такими совпадениями! Замутим чего-нибудь с Водолеем – глядишь, и туристический поток увеличится. Ведь население страны – около ста с лишним миллионов. Поделить на 12 знаков зодиака – и получается, около 10-12 млн. водолеев можно завлечь.
Ну а что, назовёмся «родиной Водолея» — и каждый водолей посчитает нужным сюда приехать. А многие из них не одни поедут, а со знакомыми, семьями – это же ведь какой поток получится! Можно какой-нибудь фестиваль объявить, с серией мероприятий. Инфраструктуру можно сделать специальную по этому поводу – фонтаны в соседней парковой аллее, да и саму её можно переделать. Сейчас популярная везде тема, когда к сырому бетону человек может руку приложить и сделать мемориальный отпечаток – себе на память. Так и здесь для водолеев всё это можно организовать. Отели могут скидки всем водолеям сделать, рестораны… да куча всего! Получается и дёшево, и в то же самое время с изюминкой.
— А когда Вы думали об этой идее, вы не изучали примеры подобных мероприятий в других городах? Об этом ничего не известно? Почему Вы решили, что можно просто так придумать ещё один праздник?
— Так получилось, что я в своё время переписывался с тогда ещё и.о. губернатора Ивановской области. Фамилию, к сожалению, забыл. Орлова, кажется. Она мне прямо так и сказала: «Если у вас с этой идеей получится, мы тоже подключимся». Всем прецеденты нужны, без них никто ни на что не решится. Вот на сайте «Книги рекордов России» приглашают пользователей оставить свои предложения, идеи и обещают в течение месяца их рассмотреть. А мне буквально в течение дня ответ пришёл: «как интересно, а в этом направлении вообще никаких предложений не было!». Ведь если даже сто водолеев собрать, то это уже рекорд будет.
— Значит, Вы считаете, что вашу идею чиновники всё-таки подхватили? Просто в России такое случается нечасто, как мне кажется…
— Ну да. Скорее всего, подхватили. Ведь все, кто работает в гостиничном бизнесе, они про мои потуги уже слышали. В газете «Устюжаночка» это тема пока занимает первое место по количеству комментариев в обсуждении. Есть такая госпожа Муромцева, у неё самая большая турфирма в Устюге. Видимо, она имеет какое-то отношение и к усадьбе Деда Мороза. Скорее всего, реализацию проекта поручат ей.
Но я и не против. Будет приятно, конечно, если и про меня вспомнят. Но обидно, если бы такую благодатную идею забросили. Тем более, что были жаркие споры, которые могли уже раньше её похоронить.
— Из-за чего? Ведь идея-то вроде всех должна устраивать?
— Трения начались с Русской православной церковью. Я сначала поговорил с главой города, он заинтересовался, а потом и до губернатора информация дошла. А он сам – Водолей! В общем, все загорелись.
Но потом вдруг власти резко дали задний ход. Вроде отец Владимир против был. Я-то считаю, что церковь в светские дела вообще вмешиваться не должна. Да и потом, мы же не собираемся тут костры жечь и жертвоприношениями заниматься! Я-то хотел для города благое дело сделать и только.
— Странно, учитывая, что Дед Мороз имеет не менее языческие корни, чем сам Водолей.
— Власти как узнали, что кто-то против – всё, перестали идею поддерживать. Я так понимаю, что Деда Мороза Церковь тоже не одобряла, но они немного опоздали.
— Деньги немалые в «Усадьбу» уже наверняка вложили…
— Ну да. А они же ещё опасения высказывали на тему того, что Водолей этот станет с Дедом Морозом конкурировать. А я им втолковываю, что, наоборот, он его дополнять будет. Он же его брат родной по легенде. Я даже несколько отрывков нашёл из новостей с Первого канала, где упоминалось, что Устюг – это родина Водолея и Деда Мороза. А сейчас все про это забыли. Даже смешно становится: как будто это заговор какой-то! И главное, что никто не может объяснить, почему этого бренда нет, почему про него не говорят.
— Действительно странно. А Вам-то от этого какая выгода от продвижения бренда Водолея?
— Ну… Туристический поток увеличится, и ко мне больше народу заходить станет, наверное… — Александр явно не понял вопроса.
— Нет, с этим-то всё понятно. Но согласитесь, ваша личная прибыль от этого проекта будет несоизмерима с прибылью гостиниц, ресторанов…
— Ну, я буду не против, если меня привлекут к этому проекту. В какой угодно роли.
— Я просто вот к чему. Зачем Вам этим заниматься, если каких-то серьёзных финансов для Вас это мероприятие не предвещает? Почему Вы так активно продолжаете пропагандировать Водолея? Ведь игра, как я понимаю, для Вас уж точно не стоит свеч. Вы и сами это наверняка понимаете.
— Ну, не знаю… Мы же все, молодые, хотим, чтобы о нас узнали – Александр смущённо улыбнулся — А тут комментарии в газете пошли, такие оживлённые. Так зачем опускать руки, если общественность так шумит? Три года назад я с этой идеей вышел. И встречи были, и предприниматели высказывались. Мне больше всего вопросов один «большой» человек задавал: он у нас организовывал в своё время экстрим-фестивали. Езда на снегоходах, горки, трассы, трамплины, и всё прочее. В общем, опыт организации мероприятий большой. Но как главы города охладели – так все и поутихли. Новые проекты для чиновников – это же всегда что-то сверх рабочего времени, тут надо дополнительные усилия уделить, радеть за это.
— Но ведь власти должны понимать, что без бюджетных средств, только частными инвестициями подобное масштабное мероприятие всё равно не поднять! Что они говорили по этому поводу?
— Они говорили примерно следующее: «вот если бы у тебя там всё уже твёрдо на ногах стояло, то и мы бы с радостью присоединились». Я так понял, что сам вложусь, а они потом отчитаются о «своём» успехе «наверху». Они, видимо, хотят, чтоб я им всё на блюдечке выложил.
Я-то уже вложился, сдуру значков этих понаделал, и конкурс на лучшую эмблему объявил. С призовым фондом, разумеется. Но, чтобы бренд развивать, да ещё и на уровне Деда Мороза – там совсем другие деньги нужны. Знаете, вот я до сих пор мечтаю, чтоб донести эту идею до какой-нибудь крупной коммерческой организации, которая параллельно занимается культурными проектами. Найти бы фирму, которая взяла бы «шефство» над новым брендом и могла бы за счёт него свой пиар развивать. Тот же «Газпром».
Есть же, в конце концов, День Нептуна, который ещё наши родители в пионерлагерях в Крыму праздновали. Да и сейчас он вроде как ещё жив. Так чем наш Водолей хуже? – чуть ли не с отчаянием вопрошает Александр.
Действительно, чем? Мы не смогли ответить для себя на этот вопрос.
После интервью мы посетили памятник тому самому Водолею, за которого так бьётся Александр Коковин. Одинокая и забытая, но гордая статуя по прежнему исправно несёт вахту, на отшибе города «сливая» Сухону с Югой в Северную Двину. Несмотря на половину головы, снесённой рукой вандала, лицо Водолея не утратило, а даже прибавило в элегантности и благородстве. Он достойно несёт бремя забвения.
Но от чего-то верится, что его многолетняя «служба» всё-таки будет оценена городом по достоинству. Великий Устюг от этого только выиграет.