С 2013 по 2015 год на Ларису Лебедеву и Веру Васильеву были оформлены шесть кредитов на общую сумму 400 тысяч рублей. Женщины выяснили, что кредиты без их согласия брала их знакомая, хозяйка турфирмы. Уголовное дело до сих пор не возбуждено.
Действовала тайно
Осенью прошлого года Лариса Лебедева получила письмо из банка о кредитной задолженности. Череповчанка выяснила, что в течение двух с половиной лет кредиты на ее имя оформляла Ольга Комарова (имя изменено), хозяйка турфирмы.
— Я обращалась в эту компанию несколько лет назад, чтобы оформить визу, — рассказывает Лариса. — С Комаровой мы знакомы, я доверяла ей. Когда она узнала, что я ходила в полицию, то пришла ко мне домой и написала расписку, в которой во всем призналась. До сих пор не погашены два кредита — более 70 тысяч рублей.
В аналогичной ситуации оказалась и Вера Васильева. В сентябре получив письмо из банка, череповчанка обратилась за разъяснениями к Комаровой. Та сначала во всем обвинила своего менеджера, у которой был оформлен агентский договор с банком, потом и вовсе отказалась разговаривать.
— В начале октября я узнала, что на меня был открыт еще один кредит, — продолжает Вера. — Взяла расписку с Комаровой, в которой она во всем созналась и обязалась погасить кредиты, и ксероксы платежных чеков, по которым видно, что Комарова платила по взятому на мое имя кредиту. В ноябре обратилась в полицию. По меньшей мере мы знаем шесть человек, оказавшихся в похожей ситуации. Сейчас все кредиты на меня закрыты, но в турфирме остаются ксерокопии моих документов...
Лазейка для мошенников
Каким образом можно оформить кредит на другого человека без его ведома?
По словам Веры Васильевой, такой лазейкой является агентский договор:
— На менеджера или продавца оформляется агентский договор, по которому агент получает все права банка. К примеру, мы обратились в турфирму, чтобы оформить визу и авиабилеты, и предоставили свои документы. Менеджер, как агент банка, могла составить заявку на потребительский кредит для якобы пришедшего туриста, а вместе с заявкой отправить в банк ксерокопии документов клиента. У нас есть копии этих заявок, в них все данные, кроме паспортных, ложны, а подписи подделаны. Вместо наших телефонов указаны телефоны турфирмы. Получив заявку, сотрудники банка могли позвонить по указанному номеру, чтобы проверить, берет ли человек кредит. Тогда трубку взяли бы менеджер или хозяйка фирмы и подтвердили бы заявку.
События преступления не нашли
Заявления в полицию череповчанки написали еще в ноябре, но в возбуждении уголовного дела отказано. Трижды прокуратура города присылала материалы на возбуждение, а воз и ныне там.
В постановлении об отказе в возбуждении участковый ссылается на «отсутствие события преступления» и объяснения Комаровой. Бизнес-леди сообщила, что «была вынуждена оформить кредиты на других из-за трудной финансовой обстановки в фирме в связи с резким перепадом курса валют» и что ей самой отказали в кредите. «В банк был направлен запрос о предоставлении кредитного договора, однако на момент окончания проверки ответ не получен. Без кредитного договора принять законное процессуальное решение не предоставляется возможным», — заключает участковый.
— Нам пришли копии кредитных договоров через неделю, а полиция до сих пор не может их получить? — удивляется Лариса Лебедева.
Отчаявшиеся женщины написали заявления в ОБЭП и обратились за помощью к депутатам гордумы.
Как рассказали «Речи» в областном управлении Роскомнадзора, обратиться с жалобой череповчанки могут и к ним:
— На оператора возлагается обязанность по недопущению незаконного и неправомерного распространения персональных данных. Виновных лиц могут привлечь к административной и уголовной ответственности.