Минтруд предлагает увеличить страховые взносы с зарплат, превышающих установленную предельную величину. Дополнительные доходы, которые к 2021 году достигнут 234 млрд руб., помогут своевременно индексировать пенсии
Больше платить
Минтруд предлагает с 2017 года повысить ставку страхового взноса в Пенсионный фонд для зарплат, превышающих базовый уровень, и повышать ее на 2% ежегодно вплоть до 2021 года — это позволит финансировать индексацию пенсий, но увеличит нагрузку на работодателей. Предложения ведомства (РБК с ними ознакомилось) обсуждались на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 18 февраля. Из них следует, что взносы, уплачиваемые работодателями в ПФР за наиболее «дорогих» работников, будут возрастать поэтапно — с 10% в 2016 году до 20% в 2021-м.
Ставка страховых платежей в ПФР составляет 22%, но она применяется, пока выплаты работнику не достигнут определенной пороговой величины (нарастающим итогом с начала года). В 2016 году эта пороговая величина составляет 796 тыс. руб. (индексируется ежегодно). Если выплаты в году превышают это значение, применяется ставка 10%.
Если предложение Минтруда будет принято, нагрузка на работодателя в 2017 году возрастет примерно на 1 тыс. руб. в месяц с каждой зарплаты в 100 тыс. руб.?
Ставка взноса в ПФР в 10% для хорошо оплачиваемых работников была введена в 2012 году по инициативе уходившего тогда с поста президента Дмитрия Медведева (до этого к заработку выше предельной величины применялся нулевой тариф). Общая же ставка страховых взносов во внебюджетные фонды была снижена с 34% до 30% (в том числе для платежей в ПФР с 26% до 22%), а для отдельных категорий плательщиков — до 20%. Это преподносилось как снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Сейчас Минтруд предлагает почти устранить к 2021 году дифференциацию ставок для зарплат ниже и выше предельной величины. По расчетам ведомства, увеличение тарифа на 2% дает дополнительные поступления в сумме 58,61 млрд руб. А к 2021 году эффект от десятипроцентного повышения ставки достигнет 234,44 млрд руб.
Споры о пенсии
Совещание у Медведева в четверг было собрано, для того чтобы в очередной раз обсудить меры повышения сборов в ПФР и попытаться найти источники полной индексации пенсий. В 2016 году правительство проиндексировало пенсии только на 4% вместо 12,9% по фактической инфляции. Возможности по проведению дополнительной индексации в 2016 году — один из наиболее острых споров, которые сейчас ведутся в Белом доме. В действующем, пока еще не секвестированном бюджете указана возможность доиндексации только при благоприятном ходе исполнения бюджета.
В антикризисном плане, который правительство в основном утвердило на своем заседании 18 февраля, также нет конкретного обещания доиндексации. Социальный вице-премьер Ольга Голодец предлагала включить в план четкое обязательство доиндексировать пенсии на 8,6% (для этого потребовалось бы как минимум 159 млрд руб.), но правительство отказалось.
Это произошло прежде всего потому, что тогда пришлось бы изыскать новые расходы в бюджете на дополнительный трансферт в ПФР. На прошлой неделе в черновиках антикризисного плана указывалась общая стоимость трансферта в размере 445 млрд руб. Но к совещанию у Дмитрия Медведева в четверг Минтруд сообщал только о 279 млрд руб. При этом ведомство настаивает, что в 2017-м и в последующие годы продолжать платить пенсионерам меньше, чем требует инфляция, опасно: если в 2012 году средняя пенсия превышала прожиточный минимум пенсионера на 89%, то в 2016 году при четырехпроцентной индексации пенсия с трудом превышает прожиточный минимум на 49,2%.
Бизнес против
Эксперт системы «Контур.Экстерн» компании «СКБ Контур» Елена Кулакова отмечает, что в последние годы прослеживается «рост фискальной нагрузки на работодателя по страховым взносам». «Постоянное повышение порога отсечения по уплате страховых взносов и предполагаемое увеличение ставки по дополнительным отчислениям в ПФР преследуют одну цель, фискальную, — считает глава бухгалтерской компании «ГроссБух Консалтинг» Михаил Коркин. — Но будет ли какой-то эффект, сказать сложно, ведь большинство россиян зарабатывают меньше 1 млн руб. в год».
По словам Коркина, если подобная политика будет продолжена, то средний класс будет уходить в серую зону. «Когда взносы растут, работодатели изыскивают способы снижения платежей — ученические договоры, компенсации за использование личного имущества, другие необлагаемые взносами выплаты (по ст.9 Закона 212-ФЗ), — рассказывает Кулакова. — Уйти совсем от уплаты взносов проблематично, поскольку далеко не каждый работник согласится сегодня на черную зарплату, зная, что на его счет в ПФР в таком случае ничего поступать не будет».
Отобрать льготы
Предложения Минтруда не ограничиваются ростом тарифов страхового взноса. Так, на совещании у премьер-министра вновь говорили о приостановке выплаты страховых пенсий работающим пенсионерам, чей совокупный годовой доход превышает 1 млн руб. Об этом РБК рассказали два чиновника правительства, знакомые с обсуждаемыми вопросами. С этим предложением Минтруд уже обращался в Белый дом в 2015 году во время подготовки бюджета на 2016 год, но тогда идею не поддержали. На этот раз предполагается, что выплата пенсии может быть приостановлена с 1 июля. Возобновление возможно в случае, если совокупный доход опустится ниже 1 млн руб. за годовой период с 1 июля либо в случае прекращения трудовой или предпринимательской деятельности. За счет этой меры Минтруд собирается сэкономить в 2017 году 61,4 млрд руб. и еще 190,3 млрд руб. в 2018 году.
Педагогические, медицинские и творческие работники могут лишиться льгот на досрочную пенсию: срок выхода на пенсию этих работников предлагается увеличивать на шесть месяцев ежегодно.
Альтернативный вариант
Параллельно с предложениями Минтруда по повышению доходов ПФР в Белом доме началось обсуждение другого пути. Налоговой службой разработан проект о замене дифференцированных страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС на единый социальный страховой сбор (ЕССС). Соответствующий документ под названием «Дорожная карта создания единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование» (есть в открытом доступе) был отправлен в правительство 2 февраля. Дорожная карта разработана в ответ на указ президента Владимира Путина о передаче администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в ФНС. До 1 октября 2016 года Минфин и ФНС собираются разработать и утвердить формы налоговой отчетности по ЕССС. Единый страховой сбор компании будут перечислять в ФНС — на единый код бюджетной классификации. Его номер Минфин предлагает утвердить к 1 декабря 2016 года. Распределять поступления по корзинам поручат налоговикам. Для этого до 15 августа 2016 года предлагается синхронизировать информационные базы данных, которые содержат сведения о плательщиках страховых взносов и застрахованных физлицах. ЕССС планируется ввести с 1 января 2017 года, следует из дорожной карты.
Этот вариант не устраивает социальный блок, говорит чиновник в правительстве. Кроме того, на совещании у Медведева отмечалось, что пока не удалось увязать меры по увеличению доходов ПФР, разрабатываемые Минтрудом, и возможное введение ЕССС. Не разработаны пока еще и ставки единого страхового тарифа, говорит другой чиновник.
Против идеи единого администрирования социальных платежей выступают и независимые профсоюзы. В четверг лидер НФПР Михаил Шмаков направил Владимиру Путину письмо, в котором предупреждает, что практика единого механизма сбора налоговых платежей в социальные фонды на базе ФНС уже существовала — единый социальный налог в 2001–2009 годах и она принесла «отрицательный опыт». «Возврат к налоговому администрированию в условиях продолжения кризиса опасен образованием долгов во взаиморасчетах, что приведет, с одной стороны, к задержкам в социальных выплатах, а с другой — к? стремлению ограничить их размеры», — утверждает Шмаков. Он считает, что сбор страховых взносов налоговой службой приведет к разрушению страховых принципов, система превратится в социальное обеспечение «и, как в критикуемом советском прошлом, будет осуществляться по остаточному принципу».
Чиновники на условиях анонимности рассказали РБК, что окончательных решений на совещании у Дмитрия Медведева принято не было. «Премьер напомнил о предстоящих выборах», — говорит собеседник РБК. Представитель Ольги Голодец и представитель Минтруда комментировать обсуждавшиеся у Медведева вопросы отказались. Пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова сказала РБК, что «это совещание было рабочим — о всех решениях будет объявлено своевременно».
Больше платить
Минтруд предлагает с 2017 года повысить ставку страхового взноса в Пенсионный фонд для зарплат, превышающих базовый уровень, и повышать ее на 2% ежегодно вплоть до 2021 года — это позволит финансировать индексацию пенсий, но увеличит нагрузку на работодателей. Предложения ведомства (РБК с ними ознакомилось) обсуждались на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 18 февраля. Из них следует, что взносы, уплачиваемые работодателями в ПФР за наиболее «дорогих» работников, будут возрастать поэтапно — с 10% в 2016 году до 20% в 2021-м.
Ставка страховых платежей в ПФР составляет 22%, но она применяется, пока выплаты работнику не достигнут определенной пороговой величины (нарастающим итогом с начала года). В 2016 году эта пороговая величина составляет 796 тыс. руб. (индексируется ежегодно). Если выплаты в году превышают это значение, применяется ставка 10%.
Если предложение Минтруда будет принято, нагрузка на работодателя в 2017 году возрастет примерно на 1 тыс. руб. в месяц с каждой зарплаты в 100 тыс. руб.?
Ставка взноса в ПФР в 10% для хорошо оплачиваемых работников была введена в 2012 году по инициативе уходившего тогда с поста президента Дмитрия Медведева (до этого к заработку выше предельной величины применялся нулевой тариф). Общая же ставка страховых взносов во внебюджетные фонды была снижена с 34% до 30% (в том числе для платежей в ПФР с 26% до 22%), а для отдельных категорий плательщиков — до 20%. Это преподносилось как снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Сейчас Минтруд предлагает почти устранить к 2021 году дифференциацию ставок для зарплат ниже и выше предельной величины. По расчетам ведомства, увеличение тарифа на 2% дает дополнительные поступления в сумме 58,61 млрд руб. А к 2021 году эффект от десятипроцентного повышения ставки достигнет 234,44 млрд руб.
Споры о пенсии
Совещание у Медведева в четверг было собрано, для того чтобы в очередной раз обсудить меры повышения сборов в ПФР и попытаться найти источники полной индексации пенсий. В 2016 году правительство проиндексировало пенсии только на 4% вместо 12,9% по фактической инфляции. Возможности по проведению дополнительной индексации в 2016 году — один из наиболее острых споров, которые сейчас ведутся в Белом доме. В действующем, пока еще не секвестированном бюджете указана возможность доиндексации только при благоприятном ходе исполнения бюджета.
В антикризисном плане, который правительство в основном утвердило на своем заседании 18 февраля, также нет конкретного обещания доиндексации. Социальный вице-премьер Ольга Голодец предлагала включить в план четкое обязательство доиндексировать пенсии на 8,6% (для этого потребовалось бы как минимум 159 млрд руб.), но правительство отказалось.
Это произошло прежде всего потому, что тогда пришлось бы изыскать новые расходы в бюджете на дополнительный трансферт в ПФР. На прошлой неделе в черновиках антикризисного плана указывалась общая стоимость трансферта в размере 445 млрд руб. Но к совещанию у Дмитрия Медведева в четверг Минтруд сообщал только о 279 млрд руб. При этом ведомство настаивает, что в 2017-м и в последующие годы продолжать платить пенсионерам меньше, чем требует инфляция, опасно: если в 2012 году средняя пенсия превышала прожиточный минимум пенсионера на 89%, то в 2016 году при четырехпроцентной индексации пенсия с трудом превышает прожиточный минимум на 49,2%.
Бизнес против
Эксперт системы «Контур.Экстерн» компании «СКБ Контур» Елена Кулакова отмечает, что в последние годы прослеживается «рост фискальной нагрузки на работодателя по страховым взносам». «Постоянное повышение порога отсечения по уплате страховых взносов и предполагаемое увеличение ставки по дополнительным отчислениям в ПФР преследуют одну цель, фискальную, — считает глава бухгалтерской компании «ГроссБух Консалтинг» Михаил Коркин. — Но будет ли какой-то эффект, сказать сложно, ведь большинство россиян зарабатывают меньше 1 млн руб. в год».
По словам Коркина, если подобная политика будет продолжена, то средний класс будет уходить в серую зону. «Когда взносы растут, работодатели изыскивают способы снижения платежей — ученические договоры, компенсации за использование личного имущества, другие необлагаемые взносами выплаты (по ст.9 Закона 212-ФЗ), — рассказывает Кулакова. — Уйти совсем от уплаты взносов проблематично, поскольку далеко не каждый работник согласится сегодня на черную зарплату, зная, что на его счет в ПФР в таком случае ничего поступать не будет».
Отобрать льготы
Предложения Минтруда не ограничиваются ростом тарифов страхового взноса. Так, на совещании у премьер-министра вновь говорили о приостановке выплаты страховых пенсий работающим пенсионерам, чей совокупный годовой доход превышает 1 млн руб. Об этом РБК рассказали два чиновника правительства, знакомые с обсуждаемыми вопросами. С этим предложением Минтруд уже обращался в Белый дом в 2015 году во время подготовки бюджета на 2016 год, но тогда идею не поддержали. На этот раз предполагается, что выплата пенсии может быть приостановлена с 1 июля. Возобновление возможно в случае, если совокупный доход опустится ниже 1 млн руб. за годовой период с 1 июля либо в случае прекращения трудовой или предпринимательской деятельности. За счет этой меры Минтруд собирается сэкономить в 2017 году 61,4 млрд руб. и еще 190,3 млрд руб. в 2018 году.
Педагогические, медицинские и творческие работники могут лишиться льгот на досрочную пенсию: срок выхода на пенсию этих работников предлагается увеличивать на шесть месяцев ежегодно.
Альтернативный вариант
Параллельно с предложениями Минтруда по повышению доходов ПФР в Белом доме началось обсуждение другого пути. Налоговой службой разработан проект о замене дифференцированных страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС на единый социальный страховой сбор (ЕССС). Соответствующий документ под названием «Дорожная карта создания единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование» (есть в открытом доступе) был отправлен в правительство 2 февраля. Дорожная карта разработана в ответ на указ президента Владимира Путина о передаче администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в ФНС. До 1 октября 2016 года Минфин и ФНС собираются разработать и утвердить формы налоговой отчетности по ЕССС. Единый страховой сбор компании будут перечислять в ФНС — на единый код бюджетной классификации. Его номер Минфин предлагает утвердить к 1 декабря 2016 года. Распределять поступления по корзинам поручат налоговикам. Для этого до 15 августа 2016 года предлагается синхронизировать информационные базы данных, которые содержат сведения о плательщиках страховых взносов и застрахованных физлицах. ЕССС планируется ввести с 1 января 2017 года, следует из дорожной карты.
Этот вариант не устраивает социальный блок, говорит чиновник в правительстве. Кроме того, на совещании у Медведева отмечалось, что пока не удалось увязать меры по увеличению доходов ПФР, разрабатываемые Минтрудом, и возможное введение ЕССС. Не разработаны пока еще и ставки единого страхового тарифа, говорит другой чиновник.
Против идеи единого администрирования социальных платежей выступают и независимые профсоюзы. В четверг лидер НФПР Михаил Шмаков направил Владимиру Путину письмо, в котором предупреждает, что практика единого механизма сбора налоговых платежей в социальные фонды на базе ФНС уже существовала — единый социальный налог в 2001–2009 годах и она принесла «отрицательный опыт». «Возврат к налоговому администрированию в условиях продолжения кризиса опасен образованием долгов во взаиморасчетах, что приведет, с одной стороны, к задержкам в социальных выплатах, а с другой — к? стремлению ограничить их размеры», — утверждает Шмаков. Он считает, что сбор страховых взносов налоговой службой приведет к разрушению страховых принципов, система превратится в социальное обеспечение «и, как в критикуемом советском прошлом, будет осуществляться по остаточному принципу».
Чиновники на условиях анонимности рассказали РБК, что окончательных решений на совещании у Дмитрия Медведева принято не было. «Премьер напомнил о предстоящих выборах», — говорит собеседник РБК. Представитель Ольги Голодец и представитель Минтруда комментировать обсуждавшиеся у Медведева вопросы отказались. Пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова сказала РБК, что «это совещание было рабочим — о всех решениях будет объявлено своевременно».