Ну, очень средняя зарплата

[Обзор прессы]

В конце октября, начале ноября в «КН» прошёл цикл публикаций (см. № 79 от 28 октября – «Средняя по больнице», № 81 от 6 ноября – «Средняя в образовании», № 82 от 11 ноября – «Средняя в культуре») по материалам официального интернет-ресурса Владимирстата, представляющий средние заработные платы работников бюджетной сферы, в том числе и образования. В комментариях, предваряющих таблицы с данными по зарплате, мы неоднократно повторяли, что средние данные – именно средние, и зарплата каждого конкретного работника от них может сильно отличаться.

Цифра, закрывающая суть

  Вот цитата из материала «Средняя по больнице»: «достигаются эти показатели за счёт рекордной перегрузки, а многие из работников и в глаза не видели той средней зарплаты, которая выводится в результате сложных вычислений».

  Однако феномен человеческого восприятия заключается в том, что подобные комментарии либо пропускаются читателем, стремящимся выхватить из публикации лишь основное, либо, даже если были прочитаны, быстро забываются, а вот сумма остаётся в памяти. И, если речь идёт о средней зарплате, в бытовом сознании приведённая цифра автоматически ассоциируется с каждым представителем профессии, о которой идёт речь. Так, после нашей публикации учителям высказывали и такое, мол, по 27 тысяч получаете, какие там проблемы ещё могут быть… Понятно, что слышать это учителям обидно, тем более, что реальная зарплата от этих красивых цифр порой отличается очень сильно.

Мы, конечно, на подобный эффект своей публикации не рассчитывали, поэтому решили разобраться в принципах начисления заработной платы работников образования, чтобы понять, каков реальный порядок сумм, которые получают педагоги. Причём, не будем учитывать перегрузку, которая в последние годы стала обычной и без которой достигнуть ту среднюю заработную плату, о которой говориться в Майских указах Президента, было бы невозможно. В сложном процессе оплаты труда педагогов нам помогала разбираться зам. главного бухгалтера управления образования Кольчугинского района Ирина Александровна Хрящева.

Общие принципы оплаты труда в образовании

  Итак, посмотрим, сколько может заработать педагог, работая на одну ставку. Для учителей эта ставка составляет 18 часов в неделю. Если кто-то думает, что это маленькая нагрузка по времени, пусть вспомнит о том, что каждый урок требует методической подготовки, письменные работы требуют проверки даже у тех учителей, кто доплату за проверку тетрадей не получает. И это мы ещё не упоминаем о вводящихся электронных дневниках и отчётах разного рода, которые в последние годы растут, как грибы после дождя. В общем, ставка есть ставка. Это норматив, эквивалентный 8-часовому рабочему дню и 5-дневной рабочей неделе в других профессиях.

  Значит, чтобы понять, сколько же реально получают учителя, надо оценить должностные оклады именно за одну ставку.

  Принципы начисления заработной платы в образовании прописаны в «Положении о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений отрасли образования», утверждённом решением Совета народных депутатов района от 24 сентября 2008 года (№ 517/39). Это положение разработано в соответствии с областным положением «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» (Постановление Губернатора от 30.07.2008 г. № 544).

  Заработная плата работников образования складывается из базовой ставки, которая умножается на определённые коэффициенты плюс доплаты, выраженные в процентах, за определённые дополнительные обязанности. Разброс здесь может быть очень большой в зависимости от категории, стажа, образования и т.д.

  Здесь к месту привести данные о том, каков уровень квалификации учителей Кольчугинского района в процентном отношении. Учителей с высшей категорией у нас – 33,8 %, с I категорией – 44,6 %, не имеют категории 18,5 %, молодых специалистов – 3,1 %.

Сколько может получить молодой специалист

  В первую очередь рассмотрим такую категорию педагогических работников, как молодые специалисты, ведь именно от их притока зависит будущее сферы образования. А от чего зависит их приток? Не в последнюю очередь от уровня заработной платы, на которую молодой специалист может рассчитывать не когда-то там, в будущем, а сразу, когда придёт в учреждение образования.

  А рассчитывать он может на базовую ставку, которая сейчас составляет 5080 рублей. Эта ставка умножается на коэффициент по должности. У учителя и воспитателя он составляет 1,05, кстати, самый высокий среди педработников. У музыкального руководителя, например, он равен 1,03. Ещё один коэффициент, на который умножаем ставку, - коэффициент по образованию. В случае, если оно высшее, он равен 1,07.

  Далее полученная сумма умножается на коэффициент специфики, который введён только для молодых специалистов. Причём, молодой специалист – понятие, строго определённое юридически. Это специалист, поступивший на работу после окончания учебного заведения, чей стаж работы составляет менее 3-х лет. В результате несложных вычислений получаем 9702 руб. 55 коп. Вот на эти 9702 рубля и может рассчитывать молодой специалист, работая на одну ставку. Можно получить и больше, если взять на себя классное руководство (плюс 33 % к полученной сумме), если заведовать кабинетом (заведование кабинетом это ещё 10 % прибавки). Кстати, это возможно только в том случае, если кабинет аттестован – в городе таких большинство, а вот в селе аттестовать кабинет бывает непросто.

  Если предмет предполагает проверку тетрадей, то она принесёт ещё от 10 до 20 % (20 % - максимум за проверку тетрадей у учителей русского языка и литературы). То есть прибавка к зарплате может составить самое большое 63 %. При этом надо понимать, что далеко не каждый имеет эти доплаты. В деньгах эта сумма выльется приблизительно в 15800 рублей. То есть, 15800 руб. – это максимум при работе на одну ставку для молодого специалиста с высшим образованием. Так как молодой специалист по зарплате приравнивается к специалисту с I категорией, то приведённый расчёт верен и для таких учителей.

Без категории или с высшей категорией

Теперь возьмём ещё два крайних случая, которые учитывают весь разброс зарплат учителей – от минимальной до самой высокой.

Специалист может быть некатегорированный. Таких в нашем образовании мало, но, тем не менее, они есть. Например, не все учителя пенсионного возраста хотят проходить аттестацию, особенно в том случае, если вот-вот собираются оставить работу.

Или другой случай. Через три года молодой специалист теряет свой статус, а аттестоваться к тому времени может не успеть. В таком случае он тоже будет считаться некатегорированным специалистом. После применения всех коэффициентов к базовой ставке получим всего 6050 рублей. Конечно, могут быть и ещё доплаты, о которых говорилось выше, а могут и не быть.

Получаем некий минимум, который может получать педагог, работая в школе на одну ставку, - 6050 руб.

Теперь посмотрим, каков максимум при работе опять же на одну ставку. Для этого рассмотрим, как формируется должностной оклад учителя с высшей категорией. Принципы формирования в общем те же, что мы подробно рассмотрели на примере молодого специалиста, только вместо коэффициента специфики применяется коэффициент по квалификации – 2,16. Применив все коэффициенты, получим должностной оклад – 11521 руб. Доплаты или обязательные стимулирующие выплаты, тоже подробно рассмотренные выше, добавят максимум 63 %. Получим максимальную зарплату педагога при нормативной загрузке – 18780 рублей.

Зарплата воспитателей

  Она формируется похожим образом, только доплаты в виде материального поощрения самое большое могут составить 30 %.

  Опять рассмотрим ситуацию с молодым специалистом. Базовую ставку (всё те же 5080 рублей) умножим на коэффициент по должности (1,05), коэффициент по образованию (в случае среднего специального образования, с каким чаще всего и приходят в сад воспитатели, это 1,0), коэффициент специфики (1,3). Получим должностной оклад воспитателя – 7350 рублей. Если прибавим самый большой процент возможной доплаты, получим максимально возможную сумму, которую может получить молодой специалист в саду – 9555 рублей.

  Если провести подобные вычисления для воспитателя с высшей категорией, получим должностной оклад 14977 рублей, со стимулирующими выплатами максимум составит 19471 руб.

Откуда же такая средняя?

  Как ни крути, из этих цифр никак не может сложиться та средняя зарплата, которая фигурирует в отчётных документах. Зато нужные цифры получатся, если практически каждый учитель возьмёт дополнительную нагрузку. Именно это и происходит повсеместно. Средняя нагрузка у педагогов Кольчугинского района 1,4 ставки. При этом в городе – 1,6 ставки, на селе – 1,1 (в селе работает много совместителей). Вот, исходя из этой средней нагрузки, мы и получаем среднюю зарплату учителей – 21997 рублей на сегодняшний день. Прогнозное значение на конец года – 22775 рублей.

  Средняя нагрузка воспитателя у нас в районе 1,1 ставки. С её учётом средняя заработная плата педагогических работников детского сада составила 20472 рубля.

  Но в той таблице, что приведена в упоминавшемся в начале статьи материале «Средняя в образовании», фигурируют цифры 27948 рублей (в школе) и 22463 руб. (в саду). Чем же вызвано такое расхождение данных, ведь источники в обоих случаях абсолютно заслуживают доверия. Причина в том, что период, рассматриваемый в таблице, январь-июнь. А июнь – это время массового начисления отпускных, которые, естественно вошли в общую сумму доходов, и получилось, что средние данные по зарплате завышены. В итоговой таблице за год данные выровняются и будут совпадать с теми, что предоставляет нам управление образование.

  Р.S. Почему мы обращаем такое пристальное внимание на зарплаты работников образования, понятно. Ведь это социальная сфера и к тому же сфера бюджетная. От того, как будут учить наших детей, зависит будущее всех нас. Поэтому статус педагога в обществе очень важен. Не сможет хорошо учить и воспитывать учитель, получающий совершенно непропорциональную затраченным усилиям зарплату, да ещё и с нагрузками, превышающими его физические возможности.

Источник:
Кольчугинские новости