Мы уже писали о том, журналисты "Радио Свобода" расследовали загадочную смерть двоих курсантов речного училища Николая Костина и Вячеслава Касаткина из Вытегры. Напомним, в ноябре 2014 года подростков нашли повешенными недалеко от поселка Шелтозеро. А весной 2015 года арестовали заместителя директора по воспитательной работе училища Олега Семенова и Ивана Романова, депутата Законодательного собрания Карелии, члена "Единой России", по делу об изнасиловании других курсантов той же "речнухи". Выяснилось, что перед смертью ребята были избиты, а на веревке обнаружились следы чужих пальцев. Депутат Романов, оказывается, в день смерти подростков был как раз в Шелтозере. Наши коллеги из "Вести - Карелия" тоже провели собственное расследование, побеседовали с бывшими и нынешними работниками речного училища и выяснили, связана ли смерть курсантов с уголовным делом Романова и Семенова, что думают работники училища о смерти Семенова в камере и как расследуются оба дела.
Как сообщает издание, дело о смерти курсантов насчитывает уже почти 40 томов, допрошено около 150 человек, в том числе много курсантов речного училища, проведено большое количество судебных экспертиз и осмотров документов. Как сообщил журналисту "Вести - Карелия" заместитель руководителя карельского СУСКа Владимир Игнатенков, именно при расследовании этого уголовного дела, были возбуждены уголовные дела в отношении Романова и Семенова.
Как мы уже писали, в распоряжении журналистов "Радио Свобода" оказались копии акта осмотра места происшествия, а также судебно-медицинские экспертизы вскрытия тел Костина и Касаткина, из которых явственно следует: перед смертью ребята были избиты. Журналистам из "Вести - Карелия", напротив, сообщили, что ребята не были избиты. Такие несовпадения еще больше придают этой истории загадочности и неясности.
Вот несколько рассказов работников речного училища сайту "Вести Карелия" об Олеге Семенове:
- Тогда он везде расставил свои "голубые" щупальца, - говорит Петр Иванович (в прошлом – подводник, капитан-лейтенант запаса). – Более того, еще и брал с курсантов деньги. Если кто-то из них, допустим, не успевал по учебе, его не отпускали на побывку к родным, Семенов фактически вынуждал таких ребят покупать ему, например, сигареты, какие-то другие вещи. Если кто-то отказывался это делать, изымал у них деньги.
- После этого я пригласил Семенова к себе и, что называется, припер к стенке, - продолжил свой рассказ Петр Иванович. – Видели бы вы его реакцию! Он готов был встать передо мной на колени, умолял никому об этом не говорить. Затем трясущимися руками написал заявление об уходе по собственному желанию и действительно уволился из училища.
После Петра Ивановича вынудили покинуть учебное заведение, а Семенова снова приняли на работу в речное училище. Сделал это являвшийся тогда директором ныне 56-летний Александр Войтехович.
- Войтеховичу я тогда сказал: "Вы поплатитесь за это", и оказался прав, - говорит Петр Иванович. – Когда после гибели курсантов я пришел в училище и переговорил с некоторыми ребятами, то многое от них услышал. По их словам, Семенов, возможно, "присмотрел" красивых хороших юношей Костина и Касаткина, приставал к ним. Может быть, он "держал" их для кого-то из своих влиятельных знакомых? Мне также говорили: Семенов грозил боявшимся его Костину и Касаткину, что если они сами решат покинуть училище, то он "достанет" их везде, и в Вытегре тоже. И если ему действительно удалось затянуть этих курсантов в свой "голубой" омут, после этого Семенов мог их этим шантажировать, в результате чего, не видя иного выхода, они могли решиться на суицид.
Рассказы работников речного училища сайту "Вести - Карелия" о погибших курсантах:
- Возможно, Костин и Касаткин тоже приглянулись кому-то в училище? – задается вопросом бывший замдиректора. По словам Александра Федоренко, когда он как один из руководителей безуспешно пытался бороться с царившим в училище беспределом, ему посоветовали обратиться за помощью к вице-спикеру карельского парламента Ивану Романову. И как же был поражен Федоренко, когда увидел, что тот пришел на встречу вместе с Олегом Семеновым!
- Олег Семенов почему-то был очень дружен с директором училища Александром Войтеховичем, о поведении которого в ПРУ также ходили неоднозначные разговоры, - говорит Александр Федоренко. - Многие недоумевали и возмущались, как человек "богемы", выходец из театральных кругов оказался в роли руководителя речного училища. Возмущались, почему в социальной сети "ВКонтакте" в числе своих друзей Войтехович держал курсантов, позировавших перед фотокамерой в полуобнаженном виде. А в своих интервью в СМИ он цинично заявлял: "Да, наши ребята, бывает, воруют, дерутся, пьют водку, гуляют с девочками. Идет нормальная жизнь". Для него это нормальная жизнь?!
- Если бы Войтехович в начале 2009 года снова не принял на работу в училище Олега Семенова, если бы педагоги и работники не струсили и не кинулись наперегонки демонстрировать свою преданность директору, а проявили принципиальность, трагедии с Костиным и Касаткиным могло не быть, - заключил Александр Федоренко. – Смерть курсантов – это результат безнаказанности одних и равнодушия других.
- Я был потрясен, узнав о трагической смерти двоих друзей-курсантов, - говорит Игорь Дмитриевич. – Не исключаю, что их могли довести до самоубийства, только в этом направлении, очевидно, не хотят "копать". Серьезно заниматься нездоровой обстановкой в училище, очищать этот муравейник нужно было давно, и тогда курсанты, вероятно, были бы живы.
- В училище давно прекрасно знали о том, что любивший себя пиарить Семенов – гомосексуалист, - рассказал наш собеседник. – Однако никаких мер в отношении него нашим руководством не было принято, и даже после письма преподавателей Семенова не уволили. И если бы его не арестовали, кто знает, скольким еще курсантам он вместе с Иваном Романовым фактически сломал бы жизнь?
- Дело это мутное, - заключил Сергей Николаевич. – Ни с того ни с сего ничего не бывает, и, я думаю, самое страшное для родных этих несчастных ребят то, что ответа на вопрос, почему так случилось, до сих пор нет.
Выдержки из показаний Олега Семенова с необходимыми сокращениями, пропусками и допустимой правкой, оказавшиеся в распоряжении издания:
"С Иваном Романовым я знаком около 20 лет, мы с ним состоим в дружеских отношениях и постоянно общаемся, - сообщил Олег Семенов следователю Юрию Филиппову. – Романов – человек нетрадиционной ориентации. Он проживает с молодым человеком, его зовут…, он учится в… правовой академии. Периодически Романов вступает с интимную близость с курсантами речного училища.
По просьбе курсанта (имя) я познакомил его с Романовым, так как я узнал от этого курсанта, что он - нетрадиционной ориентации и хочет познакомиться с богатым мужчиной, но так как кроме Романова других таких знакомых нет, то я их познакомил, и (имя) вступал с Романовым в интимную близость, о чем мне известно от Романова. Также мне известно, что Романов вступал в интимную близость с (имя), который также является курсантом училища.
После того, как Романов сходил в полицию, он постоянно стал мне звонить, просить встретиться, спрашивать, почему меня вызывали в полицию, что я рассказываю. В ходе встреч Романов говорил, что мне нужно уехать и нельзя ни о чем рассказывать следствию. Отношение Романова ко мне изменилось, он стал постоянно приглашать меня на обеды, стал очень вежлив. Он предлагал мне предоставить адвоката, но я отказался. Данная ситуация меня настораживает, я начал опасаться за свою жизнь, потому что я думаю о том, что по настоянию Романова меня могут убить или покалечить. От Романова я могу ожидать все, что угодно".
И далее: "Наши встречи Романов обычно назначает в лесу либо у себя дома, где мы разговариваем либо на кухне, либо в ванной, где Романов включает кран с водой и разговаривает очень тихо, так как он считает, что его прослушивают.
У Романова есть личный водитель (имя), раньше его возил другой водитель по имени…, но он почему-то срочно уволился… думаю, что водители Романова много чего знают о его жизни.
Последний раз я виделся с Романовым 15 февраля, когда заходил к нему домой… Романов предложил поехать ко мне на дачу. Но я отказался, я вообще не понял, почему он приглашает меня ко мне на дачу, у меня в тот момент были дурные мысли, я думаю, что Романов может совершить в отношении меня какое-то преступление.
При последних наших встречах Романов вел себя так, как будто он ничего не боится. Последняя наша встреча была назначена в ночное время. Я попросил со мной пойти моего друга (имя). И когда Романов увидел меня на месте встречи с (имя), то проехал на машине мимо и даже не остановился. Потом позвонил и спросил, с кем я пришел, я сказал, что один на встречу не приду, так как боюсь. Тогда Романов снова назначил встречу на улице Питкярантской, где он снова говорил, что мне нужно уехать или хотя бы нанять адвоката.
Однажды Романов спрашивал у меня о курсантах, конкретно, где их нашли и при каких обстоятельствах. Я рассказал Романову, что мне известно. При этом Романов мне сказал, что он как раз ехал по той дороге, где нашли ребят. Но меня это не насторожило. Теперь я понимаю, что Романов, возможно, как-то причастен к смерти Касаткина и Костина, но в чем он может быть виноват, я не знаю, это мои домыслы, потому что Романов как-то странно себя ведет и интересуется данной ситуацией. Был ли Романов знаком с Касаткиным и Костиным, я не знаю. В настоящее время я готов сотрудничать со следствием".