Третий лишний

[Обзор прессы]

Почти половина импортных лекарств для больниц будет заменена на отечественные. Медики опасаются, что это негативно отразится на здоровье их пациентов.

В 2016 году вступило в силу постановление Правительства РФ, направленное на ограничение госзакупок импортных лекарственных препаратов для стационаров и госпрограмм.

Это решение вызвало определенную радость в рядах отечественных фармацевтов и еще большее опасение в среде практикующих врачей. Позиция фармации понятна: ее препаратам обеспечен гарантированный государственный заказ и отсутствие конкуренции со стороны зарубежных производителей. Отныне будет действовать правило «третий лишний».

Из своего кармана

Если лекарственный препарат производится двумя российскими заводами, то импортное лекарство не будет даже допущено на торги. С этой точки зрения все правильно: государство платит, государство и решает, что будет закупаться за бюджетные деньги. К тому же закуп для стационаров более дешевых копий оригинальных препаратов (так называемых дженериков) — это популярная мировая практика.

В большинстве стран Евросоюза дженерики в стационаре бесплатны, а за оригинальные препараты пациент доплачивает из своего кармана. Но, как говорят лечащие врачи, у проблемы есть и второй план. Прежде всего не все аналоги так же эффективны, как оригинальные лекарства.

«Мы не против отечественных препаратов, — комментирует ситуацию Александр, врач одной из больниц Вологды. — Но пусть это будут не дженерики, а добротные аналоги импортным лекарствам, которые действительно лечат. Давно известно, что препараты, производимые западными фармацевтическими компаниями, требуют меньших доз, чем аналогичные препараты российского производства (даже с одинаковым составом).

К примеру, когда из продажи пропала импортная гормональная мазь, которая облегчает боли в суставах, фармацевты, предлагая на замену другой препарат, честно предупреждали больных, что его концентрация должна быть больше: действующего вещества в состав мази входит меньше, чем у оригинального препарата.

Побочный эффект

Второй момент, который, по мнению лечащих врачей, обязательно нужно учитывать, это степень очистки. Российские лекарства не так качественно отфильтрованы от примесей, как западные. Отсюда большее количество побочных эффектов и дополнительная нагрузка на организм больного. В частности, это касается препаратов для химиотерапии.

Те пациенты, кто имел возможность пройти химиотерапию за границей, говорят о том, что там процедура переносится легче. Иностранные препараты менее перегружены добавками, их дозы более выверенны, соответственно, они легче переносятся организмом.

Как отмечают лечащие врачи, попытки перевести больных с оригинальных импортных препаратов на российские аналоги часто вызывают массу нежелательных реакций.

«У меня диабет, — рассказывает вологжанка Галина. — В свое время мне пришлось перейти на отечественный инсулин. Разницу почувствовала сразу. Импортный понижает сахар плавно, без скачков. Отечественный препарат вызывает и головокружение, и общее недомогание».

Кроме того, существует целая группа препаратов, которые не имеют аналогов в российской фармакологии. Без их применения больные могут просто умереть. Это и препараты для нормализации сердечного ритма, и лекарства для лечения тех же самых онкологических заболеваний.

«Сейчас многие врачи, работающие в области онкологии, пребывают в ужасе, потому что просто не понимают, как будут лечить своих пациентов, — продолжает Александр. — Они просмотрели новый перечень, увидели, что в нем нет препаратов, которые применяются в лечении онкозаболеваний, а российских аналогов просто нет. Как будет решаться этот вопрос, пока непонятно».

По словам многих практикующих медиков, в больницах сегодня используется множество препаратов, исчезновение которых из стационаров и госпрограмм нанесет достаточно большой ущерб российскому здравоохранению.

По современным стандартам

Чиновники от медицины в свою очередь говорят, что российская фармация за последние годы «подросла», и у нас уже достаточно производств, соответствующих современным стандартам GMP. Этих мощностей хватит для того, чтобы покрыть основные нужды госзаказа.

Кроме того, многие зарубежные производители, разместившие свои предприятия на нашей территории, в действительности ничего не производят, а лишь фасуют и упаковывают лекарства. Для них будет сделано послабление — они будут считаться российскими. Но в перспективе эти предприятия должны перевести в Россию полный производственный цикл.

Перед чиновниками на сегодняшний день поставлена задача, чтобы к 2020 году 90% списка ЖНВЛП («Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов») были российскими. Сегодня в этот список входит 608 наименований лекарств. Из них 282 попадают под ограничение, так как уже производятся минимум на двух российских предприятиях.

К тому же, по информации Минпромторга, занимающегося закупкой препаратов, ограничения коснутся только больниц и госпрограмм. Аптеки по-прежнему будут продавать импортные лекарства, и, если пациенту они будут по средствам, он сможет приобретать их.

Но необходимо учесть, что онкологические препараты, к примеру, стоят десятки и сотни тысяч рублей, и курс лечения может оказаться недоступным даже для обеспеченных граждан. С другой стороны, препараты этого вида даже не поставляются в аптеки, и есть целый перечень лекарств, которых в продаже просто не найти, — их вводят пациентам только в условиях стационаров.

Вопрос импортозамещения, конечно же, важный, и несомненно, что отечественную фарминдустрию нужно восстанавливать и развивать, говорят вологодские медики. Но начинать это развитие, по их мнению, нужно не с запрета импортных лекарств, которые остро требуются больным, а с создания производства собственных конкурентоспособных препаратов.

Источник:
газета "Премьер"