Окончание девятого класса для многих вологжан стало настоящим испытанием.
Выяснилось, что в профильных классах школ троечников не ждут, в другие школы попасть невозможно, а техникумы настолько востребованы, что очередь на сдачу документов возле приемных комиссий формируется ранним утром…
«Наш сын учился в 8-й школе, где в 11-летке нет обычного класса, только профильные. Но чтобы туда поступить, нужно не только хорошо сдать экзамены, но и иметь определенные успехи по профильным предметам. К сожалению, ни химию, ни математику он не любит, поэтому в старшие классы не попал», — рассказывает одна из мам, пережившая все эти перипетии.
Семья пыталась повлиять на отрицательное решение администрации школы, но для отказа, как выяснилось, были вполне законные основания. Согласно последней редакции закона «Об образовании» школы имеют право проводить «селекцию» и брать в профильные классы только самых сильных учеников. Но каково было удивление родителей, когда следом за этим им стали отказывать в приеме и рядовые вологодские школы. Одни ссылались на отсутствие мест, другие, посмотрев аттестат, отвечали, что «и своих троечников хватает».
«В техникумы поступить тоже сложно. Конкурс огромный! Да и техникумов осталось очень немного, после оптимизации в Вологде работают учреждения, где готовят только на рабочие специальности», — рассказывает мама ученика. Окружающие стали советовать рассмотреть вариант с учебой в сельских школах, из тех, что недалеко от Вологды. Но в итоге семья решилась на переезд в Санкт-Петербург, где выбор оказался больше.
Кстати, на фоне элитных школ, которые уже привыкли отбирать детей в 10-е и 11-е классы жестко и без лишних сантиментов, выделяется гимназия № 2. Педагоги, по собственному признанию, стараются не бросать «своих» и тянуть до 11 класса всех и даже принимать в школу «ненужных» старшеклассников из соседних школ. В этом году список таких желающих состоял из нескольких десятков детей, и многие из них успешно прошли через сито собеседований и тестов.
По статистике, число профильных классов растет с каждым годом. Значит, растет и число детей, остающихся за бортом. Конфиденциально этот факт подтвердили и чиновники от образования, рассказав «Премьеру», что тенденция уже носит массовый характер.
Проблема же заключается еще и в том, что сеть среднего профессионального образования тоже подверглась оптимизации. К примеру, училище №29 было объединено со строительным техникумом. В здании училища №1 на Залинейной поселился Вологодский психотерапевтический центр, а, судя по рекламе, появившейся в СМИ, помещение училища №17 на Конева «Корпорация развития Вологодской области» планируют снести, построив там жилой дом.
Официальная версия сложной ситуации с поступлением в 10-е классы вологодских школ — нехватка учителей. На заседании госсовета, в котором приняли участие областные чиновники, депутаты Законодательного Собрания и губернатор Олег Кувшинников, проблема вновь была озвучена.
Но, несмотря на нехватку кадров, массовые сокращения преподавателей дублирующих предметов продолжаются. По крайней мере, об этом заявила начальник Департамента образования Вологодской области Елена Рябова.
Логика рассуждений Елены Олеговны вызвала обоснованные споры. «Не должно быть соревнований — кто быстрее оптимизирует. Когда такое происходит и не слушают людей, тогда из простого вопроса возникает проблема», — отметил Георгий Шевцов, председатель ЗСО.