Боевые ордена погибшего в Афганистане офицера, пропавшие при таинственных обстоятельствах, нашлись у одного из самых известных коллекционеров города металлургов. У дочери героя вымогатели потребовали десятки тысяч рублей.
Смерть под Кандагаром
«О смерти отца мне никто не сказал. Я сама прочла и поняла, что папы больше нет, — вспоминает Снежана Беляева, — погиб под Кандагаром. Расстрелян в машине по дороге из аэропорта к месту дислокации. С тех пор прошло 28 лет, а это все, что мы знаем».
Череповчанин Анатолий Тихомиров в детстве примерял картонные погоны и обещал родителям летать. После окончания Высшего военного инженерного училища радиоэлектроники ГРУ СССР отправился служить на Дальний Восток.
Оттуда в январе 1987 года в составе десантно-штурмового полка «Коммандос» ГРУ он был переброшен в Афган в качестве военного советника Афганской группы войск.
Его единственной дочери Снежане исполнилось тогда всего шесть лет, но до сих пор она отлично помнит, как семья провожала отца на войну. «Мне казалось, это был не приказ, а желание отца, — говорит женщина. — Честный был, сильный. Считал, что его место там, где страдают люди».
Через два месяца тело майора Тихомирова привезли на родину в цинковом гробу. А потом был приказ Минобороны о награждении Анатолия Тихомирова орденами Красной Звезды и Боевого Красного знамени. Воспоминания, письма и эти ордена — единственное, что осталось в семье Тихомировых от дорогого человека.
Анатолий Тихомиров так и не увидел, как выросла дочь |
Письма приходили во вскрытых конвертах, а информации в них совсем мало: «Прибыл в Кандагар… Живу на вилле — по-нашему, дачный домик. Обстреливают. Хочется надеяться на лучшее, может быть всякое, как повезет. Но я оптимист, верю в хорошее. Как говорится, у каждого своя судьба. В ближайшие дни должны пойти на операцию…»
По официальной версии, майор Тихомиров погиб, попав в засаду моджахедов 16 марта 1987 года по дороге из аэропорта на базу. Случилось это ровно за год до вывода советских войск из Афганистана.
Таинственный посетитель
Семь лет назад на Зареченском кладбище в Череповце вдруг появился немолодой мужчина. Он долго стоял у могилы офицера и плакал. Сторож, заметив странного посетителя, поинтересовался, что случилось.
«Оказалось, что мужчина специально разыскивал отца, потому что тот спас ему жизнь, — говорит дочь погибшего. — В бою отец как опытный офицер прикрывал солдат-срочников, которым не исполнилось и двадцати, и погиб».
Мужчина не пытался разыскать семью погибшего и исчез так же, как появился. Однако, судя по его рассказу и намекам Анатолия Тихомирова на некую военную операцию в последних письмах, офицер мог погибнуть во время операции «Шквал», которая как раз в марте 1987 года шла под Кандагаром.
Подразделения спецназа КГБ СССР, ГРУ, бригады 40-й армии штурмовали гору Тура-Бура — пещерный комплекс, который моджахеды использовали в качестве военных укреплений. Сегодня Тура-Бура известен как лагерь радикального исламского движения «Талибан» и международной террористической организации «Аль-Каида».
Торговля подвигом
Имя героя афганской войны Анатолия Тихомирова в Череповце носит школа №12, ему посвящаются музыкальные фестивали бардовской песни, о его подвиге рассказывают школьникам на уроках мужества.
Поэтому, когда в марте этого года в квартире дочери погибшего героя раздался телефонный звонок и неизвестный голос сообщил, что готов вернуть боевые ордена семье офицера за 65 тысяч рублей, родные не поверили.
«Оказалось, что ни орденов, ни наградной книжки отца в доме нет, — рассказывает Снежана Беляева. — И когда неизвестный позвонил второй раз и сообщил, что в Интернете появилось объявление об их продаже, я обратилась в полицию».
Каким образом и когда награды пропали из дома и появились на коллекционном сайте, до сих пор неизвестно. И сам сайт удалось найти только сотрудникам спецподразделения МВД по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий.
Пока шло следствие, дочь офицера продолжали шантажировать: вернем награды в обмен на деньги. Сумма с 65 снизилась до 50 тысяч рублей.
«Звонил человек из Москвы, который представлялся Сергеем. Говорил, что он коллекционер и готов оказать содействие в приобретении наград отца», — рассказала женщина.
В конце мая награды нашлись у одного из крупнейших череповецких коллекционеров, известного далеко за пределами города металлургов. Когда полицейские пришли к нему с обыском, мужчина рассказал, что ордена офицера Тихомирова два месяца назад принесли ему неизвестные мужчина и женщина и продали за полторы тысячи рублей.
Кроме посмертных наград Анатолия Тихомирова, у коллекционера обнаружили еще столько орденов и медалей, что хватило бы наградить две роты солдат. 253 номерных ордена и медали, принадлежавшие героям времен Великой Отечественной войны и героям современных войн, аккуратно упакованные в кляссеры, ждали своего покупателя. За каждой — чей-то подвиг или отданная жизнь.
Чтобы описать всю коллекцию, сотрудникам органов дознания череповецкой полиции понадобилось 4 дня. «Мы направили запрос в Подольск, где находится Главный архив Министерства обороны России, — рассказала дознаватель отдела дознания Анастасия Дурягина, — все имена героев будут установлены, награды возвращены родным. В отношении коллекционера возбуждено уголовное дело по статье 324 УК РФ «Приобретение или сбыт государственных наград».
«Они вернулись, и это главное, — говорит Снежана Беляева. — Мне как дочери, потерявшей на войне отца, никогда не понять тех, кто торгует памятью, ведь это единственное, что остается от человека».
Из досье «Премьера»
Война на территории Демократической Республики Афганистан длилась 10 лет — с 1979-го по 1989-й годы.
В марте 1979 года, во время мятежа в городе Герат, последовала первая просьба афганского руководства о прямом советском военном вмешательстве. В начале декабря 1979 года в Баграм был направлен так называемый «мусульманский батальон» — отряд особого назначения ГРУ.
Решение о вводе войск было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года. Совет Безопасности ООН квалифицировал акцию Советского Союза как открытую военную интервенцию. 14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН на Чрезвычайной сессии подтвердила резолюцию Совета Безопасности 108 голосами против 14.