"Львиная доля работы учителей к педагогике отношения не имеет"

[Обзор прессы]

Российские учителя — самые загруженные среди коллег из других стран по объемам бумажной работы. Из 46 рабочих часов в неделю 15 уходят на составление планов и отчетов. Серьезная административная нагрузка — далеко не единственная проблема системы образования в России, отмечают собеседники "Коммерсантъ FM".

Российская система образования — самая забюрократизированная в мире. К такому выводу пришли авторы международного исследования Teaching and Learning International Survey. Они выяснили, что средний учитель в России трудится свыше 46 часов в неделю. При этом 15 часов педагоги тратят на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам. По этим показателям российские преподаватели — самые загруженные среди коллег из 36 стран. Зачастую заполнять документы педагогам приходится во внеурочное время и без дополнительной оплаты, отметил член профсоюза работников образования "Учитель" Леонид Перлов.

"Не менее серьезный вопрос — содержание работы, которую должен выполнять учитель. Львиная доля этой работы к педагогике отношения не имеет. Если от нас, от учителей, требуют эту работу, следовательно, она должна быть внесена в оплату. В других странах эта работа тоже есть, и она тоже требует времени. Просто в других странах профсоюз, например, чихнуть не позволит администрации без того, чтобы согласовать тот же порядок оплаты работ или нормирование рабочего времени", — рассказал Перлов "Коммерсантъ FM".

Из-за высокой административной нагрузки, российские учителя уделяют меньше времени школьникам. Согласно исследованию, на преподавание уходит 23,5 часа в неделю. Снизить бюрократический контроль в школах несложно, однако это может не принести положительных результатов, считает аналитик Института образования ВШЭ Рустам Байбурин.

"Дело не в том, что люди не будут заполнять отчеты. Вопрос в том, что они будут делать в это освободившееся время. Важно еще сделать так, чтобы учителя начали посвящать это время совместной работе, а не просто начали уходить из школы сразу после уроков. Нам нужно постараться уйти от желания тотального контроля над всем, что происходит в школе, стараться выстраивать работу в команде, чтобы она базировалась на доверии. Это сложно сделать, потому что одни хотят контролировать, а другие уже привыкли к тому, что их контролируют", — пояснил Байбурин "Коммерсантъ FM".

Высокая административная загруженность учителей — не единственная проблема российского образования. В первую очередь необходимо повысить квалификацию педагогов и привлечь молодые кадры, уверен руководитель Общества защиты прав потребителей в системе образования Виктор Панин.

"У нас работает достаточно большое количество возрастных специалистов, предпенсионного и даже пенсионного возраста. Было бы неплохо, чтобы сохранялась преемственность поколений. С другой стороны, нам необходимы молодые активные кадры, потому что не все педагоги владеют определенными информационными технологиями, некоторые даже не знают, что такое интернет. Система образования очень консервативная, любые изменения могут быть ощутимы только в долгосрочной перспективе", — отметил Панин.

Согласно тому же исследованию, Россия лидирует в мире и по среднему возрасту педагогов. Примерно 40% учителей в стране старше 50 лет. При этом доля молодых преподавателей до 25 лет составляет примерно 5%, что также лучший показатель в мире.

Источник:
Коммерсант.ru