В середине апреля Алексей Мордашов провел встречу с журналистами, чтобы рассказать журналистам о текущем положении дел с реализацией проекта строительства под Череповцом целлюлозного комбината, а заодно с помощью представителей СМИ понять изменение отношения к проекту в общественном мнении города и района.
Накануне мероприятия приснился сон — в Череповце закрыли металлургический комбинат. Внешне — ничего особенного, просто исчезли привычные дымы над городской промзоной, да привычные автомобильные пробки в час пик — ехать больше некуда, да и незачем. Но все-равно стало жутко от внезапного исчезновения примет, которые прежде так раздражали. Как если бы старый дедушка вдруг перестал мешать всем своим храпом, потому что умер. Чему тут радоваться?
Это все равно, что из тела живого и, в общем, относительно здорового человека вырвать сердце и посмотреть, что с ним будет дальше. Конечно, город, хоть и «живой», а не человек, сразу не умрет. Но его ожидает страшная ломка.
А, если на самом деле произойдут, как всегда, незапланированные экономические катаклизмы и завод будет выгоднее закрыть, чем содержать (в мире есть немало таких примеров), какой тогда станет жизненная траектория людей, клеящих призыв «Нет ЦБК!» на стекла автомашин или просто носящих его в своем горячем сердце? Насколько тесно она будет связана с родным городом? Хотелось бы ошибиться, но есть большое сомнение, что они немедленно начнут искать для него альтернативы развития. Скорее всего это будет либо практическая реализация ощущения, что «пора валить», либо расслабленный спуск на дно глубокого социального дауншифтинга, где и многие протестанты находятся и сейчас...
Подобности — в очередном выпуске программы «Вести Экономика»: