В 2015 году расходы российских семей на покупку продуктов питания составят 50-55% от всех трат. Об этом аналитики «ВТБ капитал» пишут в обзоре российского продовольственного ритейла.
Для сравнения, осенью 2014 года на еду уходило около 36% бюджета средней российской семьи, к концу года доля трат на продовольствие выросла почти до 40%. Увеличение трат на еду связано с подорожанием продовольствия и сокращением доходов россиян. Такого резкого роста показателя не наблюдалось даже в период предыдущего кризиса 2008-2009 годов.
Аналитики считают, что по итогам 2015 года продовольственная инфляция составит порядка 9,6%, поскольку пик роста цен уже пройден и происходит стабилизация курса рубля. Однако доходы граждан России идут вниз: по итогам января 2015 года российские домохозяйства отметили сокращение своих бюджетов на 8% по отношению к аналогичному периоду 2014 года.
Всего за 2015 год эксперты ожидают сокращения реальных доходов населения на 6,8%, что в конечном итоге приведет и к снижению расходов, в том числе и на продукты питания. На это уже обратили внимание ритейлеры.
По данным Росстата, в январе 2015 года впервые с 2009 года оборот розничной торговли сократился в годовом выражении на 4,4%, а продажи продуктов питания снизились на 5,5%, непродовольственных товаров на 3,5% – впервые с кризисного 2009 года. Согласно прогнозу, в 2015 году россияне приобретут на 8,5% меньше товаров.
Напомним, опрос ВЦИОМа, проведенный в феврале, показал, что почти 23% россиян с начала года пришлось отказаться от покупки некоторых товаров. Еще 20% были вынуждены перейти на более дешевые продукты.