В связи с карантином по гриппу школы переходят на онлайн-обучение, чтобы ученики не отстали от программы. Об этом «Известиям» сообщили в Минобрнауки. По словам директоров школ, на «вынужденных каникулах» детям объясняют материал по Skype, а домашние задания присылают на электронную почту или записывают в электронный дневник.
По данным Роспотребнадзора, сейчас закрыты на карантин 1627 школ в 57 регионах России. Так, в Липецке власти временно закрыли все школы из-за эпидемии гриппа.
— Приостановить на период с 12 февраля до 23 февраля включительно учебный процесс в общеобразовательных организациях, в том числе занятия по подготовке дошкольников, — говорится в соответствующем постановлении Роспотребнадзора. Такое же решение принято и в Саратове (с 10 по 16 февраля), а также в других городах.
— В связи с карантином ряд школ перешли на онлайн-обучение, поскольку это на сегодняшний день довольно простая и доступная форма обеспечения непрерывности образовательного процесса, что особенно важно для учащихся младших классов, — сообщили в пресс-службе Минобрнауки.
Как сообщили «Известиям» в региональных администрациях, онлайн-обучение уже используют школы Москвы, Подмосковья, Кировской и Орловской областей.
— Одним из первых у нас технологии начал использовать Кировский физико-математический лицей, — отметили в администрации Кировской области.
В Минобрнауки отметили, что «особенно данная форма обучения актуальна для тех регионов нашей страны, где часто держатся аномально высокие и низкие температуры» и занятия в школах приходится из-за этого отменять.
В ведомстве уточнили, что переход на онлайн-обучение не является обязательным и решение о его введении «образовательные организации принимают самостоятельно».
— На сегодняшний день примерно в 11 тыс. школ ученики обучаются с применением дистанционных образовательных технологий. Министерство данную инициативу безусловно поддерживает и развивает. В данном случае обучение посредством сети интернет дает возможность посещать занятия без ущерба для здоровья учащихся и их педагогов, а также без потери качества и количества получаемых знаний, — утверждают в пресс-службе Минобрнауки.
По информации министерства, «почти 95% от общего числа общеобразовательных организаций подключено к сети интернет» и, соответственно, имеет возможность использовать технологии дистанционного обучения.
Директор средней общеобразовательной школы № 33 с углубленным изучением математики Великого Новгорода Светлана Белканова рассказала, что в дистанционном обучении учителя используют видеоконференции и специализированные интернет-ресурсы.
— Материал можно объяснять по Skype, это многие школы уже успешно применяют. Еще активно используется сервис «Дневник.ру» — он позволяет общаться через электронный дневник, отправлять домашние задания, медиаматериалы, — рассказала Белканова.
Отметим, «Дневник.ру» представляет собой всероссийскую бесплатную школьную образовательную сеть, в которой могут регистрироваться учителя, ученики и их родители. Сервис позволяет использовать электронный дневник, создавать тематические группы, вести переписку, обмениваться файлами.
Директор центра образования № 293 Москвы Александр Глозман рассказал, что в столице используются те же способы дистанционного обучения.
— Самое простое — это рассылка домашних заданий по электронной почте. Более продвинутые школы используют Skype, по нему дистанционно читают лекции, — сообщил Глозман.
Он рассказал, что в Москве сейчас разрабатываются новые технологии дистанционного обучения.
— Центр педагогического мастерства Москвы сейчас разрабатывает онлайн-лекции для одаренных детей — это видео, которые ученики могут посмотреть в удобное время в интернете. Школы тоже могут записывать материалы и вывешивать их на своих сайтах, — говорит Глозман.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков рассказал, что педагоги Таиланда, Индии, Японии уже успешно обучают детей по Skype и одновременное онлайн-занятие с 20–30 учениками даже младших классов совершенно не представляет для них сложностей.
— В России же нет методики дистанционного обучения, а из-за самостоятельных экспериментов школ у детей могут появиться пробелы в знаниях, материал нужно будет объяснять снова, когда дети вернутся в классы, — считает Комков.
Эксперт заметил, что онлайн-обучение предпочтительно использовать для изучения точных (математика, алгебра, геометрия) и естественных наук (физика, астрономия).
— Для некоторых предметов обучение через интернет совершенно не подходит — это в первую очередь литература, иностранные языки. Сюда же относятся предметы, где требуется непосредственный контакт с преподавателем (физкультура, ОБЖ, труд, профориентация), и предметы художественного цикла (пение, музыка, ИЗО), — замечает Комков.
Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что использование онлайн-обучения допустимо и при отсутствии специальных методик.
— Конечно, это не заменит прямого контакта, но в данных обстоятельствах это вынужденная мера, чтобы дети не отставали от программы. Кроме того, это облегчает задачу родителям, которые не хотят, чтобы ребенок бездельничал, — говорит Панин.