Минувшая неделя оказалась богатой на негативные экономические новости.
Ещё с конца позапрошлой недели поползли слухи о том, что рубль ожидает новое обвальное падение.
В частности, как сообщала деловая пресса, национальную валюту должна была ослабить массированная скупка долларов «Роснефтью» (госкорпорация получила большую сумму денег от Центробанка, но её долги — в валюте).
В понедельник рубль действительно начал проседать, а следующий день уже называли очередным «чёрным вторником» — евро доходил до невообразимой отметки в сто рублей, курсы иногда обновлялись раз в несколько минут, а у обменников выстроились огромные очереди. Одна вологжанка рассказывала, что, подходя к банковскому отделению, увидела на табло один курс, в кассе был уже другой, когда она вышла — третий, а на уличном табло горел уже четвертый.
«Это, конечно, паника плюс спекуляции. Если говорить о справедливом курсе рубля, то он сейчас рассчитывается примерно на уровне 60 рублей за доллар. Примерно на этот уровень он и опустился — около 60 рублей за доллар, 75 за евро. Конечно, после резкого роста всегда бывает резкое снижение», — отмечает управляющий активами «Финам-Вологда» Роман Сорокин.
На фоне стремительного падения рубля вспыхнули почти панические настроения. Во вторник в Вологде появились слухи, что необходимо срочно снять все деньги с банковских карточек — якобы все счета будут ночью полностью обнулены. В итоге в следующие дни многие банкоматы города были просто «выпотрошены». «17 декабря наши специалисты действительно зафиксировали повышенную активность клиентов у банкоматов. Из-за этого возникли сложности с оперативной работой устройств самообслуживания. Сотрудники, обслуживающие банкоматы, не успевали загружать в них купюры», — сообщила агентству «Вологда Регион» пресс-служба Сбербанка. Радио «Премьер», чтобы прояснить ситуацию, пыталось пригласить в прямой эфир представителей нескольких банков, но везде были получены отказы.
Кстати, кратковременная блокировка банковских карт действительно произошла — как сообщали в том же Сбербанке, по техническим причинам. Кроме того, по сообщениям некоторых пользователей, было отключено банковское приложение для айпадов и айфонов.
Кроме банкоматов (или сразу после них) жители города ринулись в магазины. В крупных торговых центрах, как говорят очевидцы, люди стояли до ночи — в первую очередь вологжане приобретали бытовую технику. Рассказывают также, что многие покупали её даже с избытком — например, сразу несколько телевизоров, с расчётом продать позже. Оправданность таких расчётов вызывает сомнения, ведь сложная бытовая техника, по мере смены на более современную, довольно быстро дешевеет.
Кроме спекуляций и паники, ещё одним фактором, подстегнувшим негативные настроения в экономике, было решение Центрального банка о «ключевой ставке». Что значит этот термин? Ключевая ставка — это тот процент, под который Центробанк предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в одну неделю. Соответственно, от ключевой ставки зависит, насколько дорогими будут кредиты, которые дают уже сами банки.
В 2014 году Центробанк повышает ключевую ставку уже шестой раз! Год назад она составляла 5,5%, на фоне крымских событий поднялась до 7%. Всего две недели назад её увеличили предпоследний раз — с 9,5% до 10,5%. И вот неделю назад Центробанк пошёл на очередное, причём довольно резкое повышение ставки — до 17%.
«По опросам предпринимателей, наиболее животрепещущим вопросом остаётся финансирование: финансы — это кровь нашей экономики. Кредиты уже подорожали. Конечно, это негативно сказывается на бизнесе в целом», — заявил вице-спикер Заксобрания, председатель Координационного совета по малому и среднему предпринимательству Андрей Сивков.
«Промышленность осталась в стороне, сегодня финансирование по ставке Центробанка просто невозможно. 17% — это очень много. На первом месте по ущербу я бы поставил сельское хозяйство, дальше лесная отрасль и металлургический комплекс, который находится в тяжёлом состоянии ввиду того, что задолженность по кредитам — четыре миллиарда долларов. Конечно, у них есть валютные резервы, поскольку комбинат всё-таки торгует с зарубежными странами, но удастся ли им справиться с такой долговой нагрузкой, вопрос большой», — считает депутат ЗСО от КПРФ, экономист Михаил Селин.
Повышение ставки, разумеется, отражается и на потребительском кредитовании. Так, один из экспертов, процитированных газетой «РБК», просто заявил, что «ипотека умерла». В отделе кредитования одного из вологодских банков нам сообщили, что ставки по кредитам недавно уже поднимались, но по итогам последних действий Центробанка пока не пересматривались. В другом банке нас даже заверили, что проценты по ипотеке в ближайшие недели снизятся.
Тем не менее судьба кредитного рынка под большим вопросом. Так, 21 декабря появилась новость, что Сбербанк приостанавливает выдачу автокредитов. «Наш партнёрский банк пока о поднятии ставки не сообщал, но заявки, получаемые от клиентов, в последние дни отклоняются», — сообщил руководитель отдела продаж салона «Мартен-Авто» Сергей Данилов. По его оценкам, в более стабильные времена покупки в кредит достигали примерно половины от всех продаж автосалона, по итогам декабря они составят около 20%. А со следующего года они могут и просто уйти «в ноль». Как уточнил Сергей Данилов, предыдущие повышения ключевой ставки были более осторожными, и они нивелировались относительно безболезненно для продаж.
Отдельная сложная ситуация создалась у небольшой группы людей, в своё время оформивших валютные кредиты. В начале этой недели курс рубля укрепился и отыграл своё падение прошлой недели, но он всё равно гораздо выше, чем несколько месяцев назад. Соответственно, выплаты по кредитам сразу же стали намного выше. В масштабах страны число таких кредитов не так высоко — если говорить об ипотеке, то в стране примерно 150 000 заёмщиков. «Премьеру» известен как минимум один случай валютного автокредита, взятого в Вологде.
«Обладателям такого рода кредитов нужно обращаться в банк с письменным заявлением и просить о реструктуризации — заявление подаётся в произвольной форме, но вам должны подтвердить, что банк его получил. Знаю, что банки неохотно на это идут, выставляют нереальные условия, предлагают большую ставку — но нужно посмотреть, что именно предложат. Кроме того, по закону есть такое основание для изменения или расторжения договора как существенное изменение обстоятельств. Опять же, вряд ли банк пойдёт на это в досудебном порядке, но это можно попробовать сделать. Ну и наконец, можно пойти в суд, но и здесь исход гарантировать нельзя», — говорит вице-президент союза потребителей «Паритет» Мария Дорогова.
Усугубление кризиса неизбежно отразится и на положении Вологодской области. «Решение Центробанка о ставке — это очень серьёзный дополнительный вызов в целом для экономики России. Нужно понять и осознать, что с этим делать и как на него реагировать. Я думаю, что это будет одной из главных задач и окончания 2014 года и, скорее всего, ближайших планов на 2015 год», — заявил первый заместитель губернатора Андрей Луценко.
Начальник областного Департамента финансов Валентина Артамонова сообщила, что ещё до конца 2014 года есть риски неисполнения бюджета. «Конечно, ситуация в области остается сложной. По двум основным источникам дохода в областной бюджет существуют риски недополучения запланированных средств. Первый — это налог на доходы физических лиц — здесь отставание почти 1 миллиард 300 миллионов рублей. Второй — это акцизы на нефтепродукты в сумме 140 миллионов рублей. Однако в силу того, что мы получаем дополнительные доходы по налогу на прибыль, по акцизам на ликёро-водочные изделия, общая оценка неисполнения доходной части — 800 миллионов рублей», — заявила Валентина Николаевна.
Тем временем газета «Коммерсантъ» сообщила, что к марту страну ждёт новое сокращение бюджетных расходов. По информации издания, в феврале будет подготовлен новый экономический макропрогноз, а по его итогам примут решения о конкретных статьях, которые пойдут под нож. Расходы федерального центра должны уменьшиться на 10%, а траты региональных бюджетов — на 5%. Конкретные решения Минфин должен сформулировать вместе с губернаторами до 1 марта.
«Надо понимать, что в сложившейся ситуации принятый бюджет всё равно не будет работать. В 2015 году мы будем принимать существенные поправки каждый месяц», — заявил «Премьеру» руководитель фракции ЛДПР в Законодательном Собрании Дмитрий Башкирцев.