Вологжане ездят в аэропорты с риском для жизни

[Обзор прессы]

Многочисленные нарушения в сфере междугородних пассажирских перевозок угрожают жизни и здоровью вологжан. К таким выводам пришла прокуратура Вологодской области, проанализировав результаты проверок фирм, которые занимаются трансферами в Вологде и Череповце. Проверки были инициированы надзорным ведомством после серьезного ДТП, случившегося с участием вологодского транспорта еще в сентябре, но не успели истечь сроки представлений прокуратуры об устранении выявленных нарушений, как произошла вторая авария, еще страшнее первой. 

Между тем путешественники и раньше рассказывали о различных неприятных и страшных ситуациях, которые возникали у них в пути. Однако, несмотря на все риски, вологжане пока не торопятся отказываться от такого вида путешествий в аэропорт. Впереди - новогодние каникулы, и многие наверняка уже планируют очередную поездку...
Не оставив адреса
Напомним, что 1 декабря по дороге на Москву в аварии с участием трансферного микроавтобуса «Пежо» из Вологодской области погибли четыре человека. За рулем был 43-летний сотрудник череповецкой фирмы «Ямщик». 
«Роковое стечение обстоятельств», - считает директор транспортной компании Александр Королев. В целом у него есть основания так говорить: в сентябре микроавтобус «Рено» той же фирмы уже пополнил статистику серьезных ДТП - один человек погиб, трое были ранены. Обстоятельства очень схожи: оба трансфера врезались в стоявшие на обочине большегрузы, причем аварии случились на одном и том же отрезке пути с разницей всего в 16 километров. «Мы соблюдаем законодательство, - говорит Александр Николаевич. - У нас соблюдается режим труда и отдыха, введен обязательный предрейсовый и пос­лерейсовый медосмотр водителей, а сотрудник, попавший в аварию 1 декабря, отработал первую неделю - как и микроавтобус, взятый нами в аренду. Мы отслеживали, как этот водитель ехал: не превышал скорость, отдыхал каждые 100 километров и даже больше положенного времени - по 20-30 минут».
Между тем в ГИБДД по Вологодской области считают, что злой рок тут ни при чем: для столь страшных последствий были все предпосылки. «В сентябрьском ДТП водитель уснул за рулем, - рассказал начальник отделения технадзора Сергей Мартынов. - А в происшествии 1 декабря тормозной путь у микроавтобуса есть, но по какой причине водитель мог врезаться в большегруз, который без нарушений был припаркован на освещенном участке трассы? Не исключено, что водитель либо отвлекся, либо задремал». Ранее в СМИ со ссылкой на ГИБДД Московской области появлялась информация о том, что водитель «Пежо» значительно превысил скорость - в противном случае столь страшных последствий можно было бы избежать.
В прокуратуре тоже говорят об объективных причинах, способствовавших трагедии. «Требования законодательства перевозчиками игнорируются, - комментирует прокурор Вологодской области Сергей Хлопушин результаты проверок. - Режим труда и отдыха не соблюдается, медицинский осмотр водителей не проводится, не по правилам ведется документация либо не ведется вообще». 
В Череповце проверено пять фирм, и у всех - одни и те же нарушения.
Прокурор Вологды Вадим Провоторов пояснил, что в областной столице пока проверена только одна фирма, поскольку у остальных участников рынка трансферных перевозок юридические адреса не сов­падают с фактическими, и в настоящее время розыском этих хозяйствующих субъектов занимается полиция. Нарушения, допущенные этой фирмой, которая широко рекламирует себя в социальных сетях как единственная добропорядочная, достаточно серьезны: там, как и у прочих, не проводится предрейсовый и послерейсовый осмот­ры водителей, а деятельность ее вполне можно назвать незаконной, поскольку она не уведомила органы власти о начале своей работы - то есть, по сути, пожелала остаться неизвестной для любых проверок.
Битва в пути
С начала года произошло три крупных аварии с жителями Вологодской области, которые ехали в аэропорты Москвы. Две произошли в Московской области, одна - в Ярославской. А количество мелких инцидентов, закончившихся относительно благополучно, никто, разу­меется, подсчитать не в силах.
«Мы ехали в аэропорт ночью, чтобы успеть на рейс в семь утра, - рассказывает вологжанка Нина Степанова. - Водитель постоянно засыпал, и мой муж, который сидел рядом, тормошил его, едва ли не пел песни, чтобы человек продолжал ехать. Было очень страшно. Когда после очередного вихляния на дороге мы закричали на водителя, что он нас всех убьет и как он мог в таком состоянии поехать, он ответил очень зло, что у него ипотека и маленькие дети и что он не спит три ночи подряд». 
Неудивительно, что с таким изнурительным и рискованным графиком у водителей сдают нервы и они готовы кричать на пассажиров. «Наш водитель в пути постоянно курил, - вспоминает жительница Сокола Валерия Угольцева. - Когда стало уже просто невозможно дышать и мы стали просить прекратить, говоря, что с нами дети, он ответил, что только так не засыпает. А когда один мужчина сказал: «Давай я сяду за руль, у меня есть права категории С», водитель заявил, что всех, кто будет ему мешать, высадит». 
Угроза высадить довольно часто встречается в рассказах путешественников, которым не повезло с трансфером. Недавно в социальной сети появился рассказ мужчины, который был высажен водителем вологодской фирмы ночью в середине пути по надуманному, как ему кажется, поводу. Компенсировать траты на его дальнейший путь фирма отказалась, и пассажир пообещал подать в суд. Среди других причин недовольства клиентов - то, что водители ждут их в Москве не в условленном месте, а там, где удобно им, не помогают с багажом женщинам с детьми и предъявляют претензии, если маленькие дети ведут себя шумно.
Дешево и сердито
Отчего же трансферы так популярны у вологжан при всех возможных факторах риска? 
На одном из первых мест стоит удобство. Большинство клиентов транспортных компаний и частных перевозчиков едут в отпуск, поэтому с ними много вещей. Добраться до аэропорта без пересадок и суеты очень удобно, особенно когда 
у пассажиров маленькие дети. 
Большинство поездов прибывает в Москву очень рано - к примеру, в 4.50 утра, но пассажиры, у которых рейс буквально через пару часов, могут не успеть на самолет, а те, у кого самолет днем, наоборот, вынуждены долго ждать. Трансферы же учитывают пожелания клиентов и выезжают таким образом, чтобы не нужно было ни ждать, ни догонять.
Не менее важно то, что финансовые затраты отличаются от цены путешествия на поезде незначительно либо трансфер обойдется гораздо дешевле. Давайте посчитаем. 
Частные перевозчики готовы везти в аэропорты Москвы за очень умеренные суммы - 1200-1500 руб­лей за место в легковой машине или микроавтобусе. Кто-то готов скинуть цену до 900-1000 руб­лей. Фирмы, которые закладывают в свои затраты еще амортизацию и ряд других факторов, таких, как страхование жизни пассажиров, делают наценку, но небольшую. То есть семья из трех человек может заплатить за дорогу порядка 3600-5000 рублей.
По сведениям, предоставленным пресс-службой Вологодского отделения СЖД, плацкартный билет до Москвы в 2014 году стоит в среднем около 900 рублей, а купейный - 1500-2200. К этому нужно прибавить стоимость такси до аэро­порта - несколько тысяч рублей. Если путешественники решат ехать на метро, а затем аэроэкспрессом, где возьмут по 400 рублей с человека, получится всего на тысячу рублей меньше, чем плата за трансфер. Но если семья не успела приобрести плацкартные билеты, которые раскупаются быстрее прочих, то ее затраты с учетом стоимости купе значительно увеличатся.
«Буду заказывать трансфер перед Новым годом, - признается вологжанка, которая планирует отпуск. - Наслушалась многого, выбирала фирму тщательно, по рекомендациям, но все равно в напряжении. Надеюсь, что правоохранительные органы помогут навести порядок, да и плохой пример у всех перед глазами».
Прокурор Вологодской области Сергей Хлопушин пообещал добиться возбуждения уголовного дела против руководства фирмы, водители которой уже дважды пополняли статистику дорожных трагедий. 

Сергей Хлопушин, прокурор Вологодской области:
«Позиция предпринимателей такова, что они вообще не считают себя обязанными соблюдать какие-либо требования закона. Но период дикого предпринимательства, как было в 90-е годы, должен уйти в прошлое».
Автор:
Ольга Ильинская
Источник:
Красный Север