Под прессом

[Обзор прессы]

Политика сокращения числа киосков может привести к кризису в целом сегменте экономики города.

На прошлой неделе один из главных торговцев прессой — ООО «Вице-Премьер» — опубликовал открытое письмо, в котором высказал претензии к городской власти.

Под письмом, кроме подписи директора этой компании Николая Буракова, стоят подписи ещё нескольких предпринимателей, имеющих отношение к розничному рынку прессы. Среди прочего в нём сообщается, что в адрес ООО «Вице-Премьер» пришли уведомления о расторжении договоров аренды на земельные участки под девятью киосками из 40, принадлежащих этой компании.

Сокращение киосковой сети повлечёт за собой целый шлейф проблем для экономики города. «Закрытие киосков означает не просто передел розничного рынка СМИ, это неизбежно приведёт к обвальному падению продаж газет и журналов, а далее — к закрытию отдельных изданий и, как следствие, глубочайшему кризису в полиграфическом бизнесе», — прогнозируют авторы письма.

Из глубины эпох

Киоски, принадлежащие компании Николая Буракова, стоят на тех же местах, где они были ещё в советское время. Всего их около полусотни. «Люди покупают газеты в этих местах десятилетиями, все привыкли, — рассказывает бизнесмен. — А тут вдруг мы внезапно оказались в ситуации, когда нам сказано, что газетная торговля городу не нужна».

В своё время киоски «Вице-Премьера» были несколько раз перепроданы. Торговые активы бывшей «Союзпечати» успели побывать в руках нескольких владельцев, в том числе в собственности у скандально известного предпринимателя Антонины Ивойловой.

Газеты традиционно являются социально значимым товаром, считает Николай Бураков. «Мы же не водкой торгуем, а газетами и журналами, так чем же мы не угодили городской власти?» — удивляется он.

При этом злые языки утверждают, что причиной происходящего может быть желание неких сил привести на рынок нового крупного игрока, для чего необходимо расчистить пространство. А такие действия, говорят, без коррупционной составляющей не обходятся.

Наступление на газетные киоски может в перспективе стать проблемой для печатных изданий. Ведь значительная масса газет распространяется как раз через них. «Прессу называют четвёртой властью, — говорит Николай Бураков. — Но розничная сеть может стать её ахиллесовой пятой: заинтересованные силы могут искусственно сократить число точек продаж или попытаться поставить под контроль торговые сети».

Двигатель торговли

О проблеме сноса киосков наша газета писала неоднократно. Например, в материале «Стереть с лица земли» в номере от 28 августа 2012 года мы приводили позицию Администрации города. Заместитель главы Вологды по экономике Любовь Фомичёва заявляла, в частности, что в Вологде втрое превышен норматив торговых площадей. Напомним, два года назад остро стоял вопрос с торговлей пивом.

По словам Любови Фомичёвой, для Администрации города все киоски равны, торгуют ли они газетами, овощами или чем-то другим. Как она считает, торговать прессой не обязательно именно в киосках. Этот сегмент торговли можно переместить в действующие торговые центры и супермаркеты.

Как рассказывает Любовь Фомичёва, многие киоски попросту незаконно занимают землю без договоров аренды. «Для того, чтобы киоск или тонар стоял законно, он должен находиться на земельном участке, включённом в общую схему размещения нестационарной торговли, и его хозяин — иметь договор аренды на занимаемый земельный участок, — говорит она. — Бывает так, что киоск стоит на газоне или на тротуаре».

Быть или не быть?

«На наши возражения о том, что в таком случае людям будет негде покупать газеты и журналы, нам было сказано о том, что в городе вполне хватает торговых площадей в супермаркетах и мини-маркетах, — утверждают авторы открытого письма. — Однако мы прекрасно видим, как этих площадей «хватает». Если снести все киоски, то в городе останется совсем немного точек, где торгуют прессой, и все они будут расположены в супермаркетах. В то же время доступность печатных СМИ для населения резко упадёт. Важно понимать, что ассортимент прессы в супермаркетах и киосках отличается: в киосках гораздо больше наименований».

Проблемы у вологодских владельцев киосков, торгующих прессой, не стали специфическими. Например, в Кирове предприниматели даже устраивали «лежачий» митинг против политики местных властей. За последние два года с похожими проблемами «упорядочения уличной торговли» столкнулись распространители из Петрозаводска, Перми и целого ряда других регионов.

Два года назад сразу четыре ассоциации распространителей прессы обратились к президенту Владимиру Путину. «В отдельных городах такие действия «по борьбе с киосками» носят избирательный характер, когда одну сеть подвергают гонениям, а другую, с аналогичными киосками и ассортиментом, наоборот, не трогают и даже позволяют ставить новые торговые точки», — говорилось в обращении.

На фоне административного давления у торговцев газетами ощущается влияние общемировой тенденции падения продаж. «В среднем по России только за последние два месяца сокращение составило 30%, это связано как с сезонным, так и с общим падением, до этого было падение по 15% каждый год в течение трёх последних лет», — рассказывает эксперт в области оптовых продаж печатных СМИ. В Вологодской области, по информации Николая Буракова, падение продаж прессы в рознице за первое полугодие 2014 года приняло обвальный характер. Подробнее об этом «Премьер» писал в материале «Пиаром по безденежью» в номере от 17 июня 2014 года.


Мнение

Светлана КУЛИКОВА, исполнительный директор вологодского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

— Я лично за то, чтобы все, кто хочет работать, имели такую возможность. Сокращение сети газетных киосков сейчас производить неправильно, потому что это приведёт к изменению структуры рынка. Люди пока ещё не готовы ни переходить на интернет, ни покупать прессу в других местах, к примеру в супермаркетах. Удобнее всего покупать газету в киоске на остановке, а в супермаркет человек идёт за едой. Газеты в них лежат в не очень удобных местах. Неудобно останавливаться, выбирать, да и времени разбираться в содержимом этих витрин нет. Да и вообще это не профильный товар для продуктового магазина».

Автор:
Владимир Пешков
Источник:
газета "Премьер"