После проведения ЕГЭ 2014 года и изучения неутешительных результатов российских школьников в первую очередь по обязательному русскому языку власти обратили свое внимание на качество учебников по языку и литературе. Разнообразие пособий, отнюдь не обеспечивающее глубоких знаний школьников, а зачастую приводящее к существенной разнице в уровне их подготовки, заставило власти согласиться с идеей создания еще двух проектов единых учебников для средних школ по примеру учебника истории. На этот раз предполагается разработать единые учебные пособия по русскому языку и литературе.
Минимальный порог оценки ЕГЭ по русскому языку в этом году был снижен до 24 баллов с 36 баллов, которые были в 2013 году. По данным Минобрнауки, средний балл по русскому языку по сравнению с прошлым годом снизился на 1,5%. При этом было отмечено значительное различие в уровне знаний учащихся различных школ, муниципалитетов и регионов.
В настоящее время в Министерстве образования рассматривается вопрос о создании единых учебников литературы и русского языка. Вопрос прорабатывается совместно с администрацией президента и Минкультуры (касательно только учебника литературы). По словам собеседника «Известий» в Минобрнауки, курс литературы необходимо привести в соответствие с концепцией единого учебника истории, так как существуют нестыковки во времени изучения материала — к примеру, «Войну и мир» Льва Толстого школьники проходят раньше, чем Отечественную войну 1812 года.
— Нами были изучены разные аспекты и проблемы, которые привели к таким результатам на государственных экзаменах. Эксперты и специалисты в области образования, в частности русского языка и литературы, обратили внимание на те учебники, по которым обучаются в школах, — сообщил источник «Известий». — Низкое качество многих из них в дальнейшем отражается на баллах ЕГЭ. Школьники не могут получить нормальное образование, а государство, возможно, теряет многих потенциальных специалистов. Исходя из этого, было принято решение о создании по примеру истории единых учебников русского языка и литературы.
Разработкой концепции двух учебников займется рабочая группа при Министерстве образования, в нее войдут представители АП, Минкультуры, РАН, филологи, учителя, а также некоторые составители учебника истории.
Еще до принятия такого решения на заседании Совета по межнациональным отношениям 2 июля недовольство результатами ЕГЭ по русскому языку высказал и президент Владимир Путин.
На следующий день состоялся круглый стол законодателей, специалистов и общественников, на котором обсуждались вопросы существенного снижения уровня знаний выпускников, а также влияния качества учебников по языку, литературе и истории на общий уровень образования в России. Один из участников круглого стола — генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин рассказал «Известиям», что среди прочего обсуждалась и идея создания единых учебников по русскому языку и литературе.
— То разрушительное воздействие, которое оказывает глобальная информатизация на русский язык, «обогащая» его разными сленговыми подъязыками, заставляет принимать экстренные меры для спасения отечественного лингвистического запаса, — рассказал Мухин. — Я думаю, что эти учебники призваны сохранить русский язык в его классическом виде. Заниматься этим, думаю, должны эксперты-лингвисты, но я так понимаю, что политический контроль Госдума намерена сохранить за собой.
Член комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Любовь Духанина добавила, что на круглом столе обсуждались идеи оптимизации преподавания и формирования учебников.
— Мы выработали свою позицию в ходе круглого стола «О состоянии и перспективах развития преподавания русского языка и литературы». Для нас перспективной моделью являются создание единой концепции преподавания предмета и в соответствии с ней разработка нескольких учебников, — рассказала она.
Несколько ранее в Госдуме пытались провести законопроект о запрете на употребление иностранных слов, если в русском языке имеются их аналоги. Профильный комитет по культуре поддержал документ, однако большинство парламентариев не согласились с доводами авторов идеи.
Заведующий отделом современного русского языка Института русского языка им. В.В. Виноградова Леонид Крысин достаточно скептически смотрит на идею создания единого учебника русского языка. При этом, как отметил специалист, сегодняшнее изобилие учебников порождает массу проблем.
— Я помню, эти разговоры начались с возмущения, что у нас в стране появилось слишком много учебников. Я согласен, что это плохо. Сотни учебников по одному предмету порождают неразбериху и коррупцию. Однако единый учебник — это другая крайность. Единый — это не значит, что он будет лучшим, — считает филолог. — У учителя всегда должен быть выбор, на каком материале работать, с каким изложением. Так ему самому проще будет выстроить и программу, и манеру преподавания и, наконец, лучше обучить учеников с различным восприятием, что и является основной целью обучения.
Учитель русского языка и литературы московской школы № 119 Татьяна Архангельская также неоднозначно отнеслась к идее единого учебника.
— Было бы замечательно получить идеальные единые учебники по литературе и русскому языку. Но возможно ли это? Отсутствие вариативности плохо и для учеников, которым порой проще воспринимать информацию в разном формате передачи, и для педагогов, которым проще передавать ее, имея под рукой разнообразные опорные материалы, — заметила она. — Кроме того, старшая школа у нас обычно уже ориентирована по направлениям — для кого литература будет профильной, а кому достаточно базовых знаний. Подойдет ли обеим группам учеников один и тот же учебник? Опять же стоит учесть личные возможности способных и отстающих в силу здоровья. Очень широкий пласт работы и слишком высокую планку перед специалистами ставит вопрос создания таких учебников.