Евгений Вирячев, Вологда: Теперь мы вынуждены вести три журнала вместо одного!

[Обзор прессы]

- Вы знаете, Евгений Юрьевич, я в этих стенах всю жизнь, многое пережила, но ничто меня не заставило покинуть школу: ни проказы учеников, ни окрики начальства, ни плевки от радикалов-родителей, ни «забота» государства. А вот сейчас, видимо, пора.

- Кто же вас сегодня прогоняет?

- Электронный журнал.

Этот диалог произошёл с одной из моих коллег не так давно. И я её очень хорошо понимаю. Требование администрации школы заполнять электронный журнал выделяется в строю будничных каждодневных нужных и ненужных приказов. Не знаю в деталях, как в других школах, буду говорить за свою. В учительской стоит компьютер, в котором тот самый журнал. Полсотни учителей занимают очередь, чтобы продублировать «бумажные» оценки «электронными». Попробовал и я. Ввёл пароль, нашёл класс, открыл окно с формой урока, затем с темой, затем – маленькие окошечки посещаемости, и такие же, чтобы выставить оценки. Я, сделав около трёхсот(!) кликов мышкой, затратил на оформление одного урока одного класса где-то минут десять (что весьма неплохо, так как в этот раз пароль ввёлся сразу и комп не завис, как с ним это обычно бывает). Средняя нагрузка учителя – 20-25 часов в неделю. Умножаем на десять минут, получаем 200-250 минут или 6 академических часов (треть ставки). В реальности больше – причуды компьютера, ожидание очереди, к тому же, найти в учебное время нужный журнал практически невозможно – он же всегда на руках, а это значит, что оценки надо заблаговременно переписать в свой личный талмуд, то есть теперь мы вынуждены вести три журнала вместо одного! 

В обязанностях учителя прописано «ведение необходимой документации». Но данный вид работы значительно увеличивает рабочее время педагога, не предусматривая никакой дополнительной оплаты.

В Англии начала 19 века промышленная революция автоматизировала часть производства, на фабриках стали появляться станки, заменяющие ручной труд. А с ними и «луддиты» - группа рабочих, протестовавших против этих изменений, считавших, что их рабочим местам угрожает опасность, которые разрушали машины, механизмы, выступая за индустриальный саботаж. Властям Туманного Альбиона потребовалось немало сил, чтобы подавить это движение. Страна ощетинилась столбами для виселиц, массу людей отправили на каторгу в Австралию, часть войск, предназначенных для сопротивления Наполеону в Европе, была переброшена в восставшие районы. А ведь хотели, как лучше ….

Уже в наше время появился термин «нео-луддизм» - борьба с достижениями инновационных технологий. Интернет стал эффективным помощником учителю, дав нам такие возможности, о которых мы только читали когда-то в детских сказках. Но одновременно, он превратился в незаменимое орудие в руках чиновников, которые, как известно, большую часть своей энергии направляют на создание работы другим. Как тут не стать нео-луддитом, если этот железный ящик отнимает солидный кусок рабочего времени от подготовки к урокам, от работы с детьми, от всего, что является реальной, а не виртуальной ценностью!

Для настоящего интеллектуала бессмысленная работа – издевательство. В электронный журнал по разным опросам на сегодняшний момент заглядывает в среднем один родитель из класса. Правда, это не смущает руководителей образования. Видимо, они уже отчитались перед вышестоящими органами – на Вологодчине внедрено «цифровое обучение»! Так же было с третьим уроком физкультуры – отрапортовали и забыли. А то, что дети бегают на этих «третьих» уроках в коридорах, да в осенне-весенней грязи, никого уже не трогает. Если вы хотите электронный журнал, создайте условия для этого в каждой школе (а не только в избранных), поставьте ноутбук перед каждым учителем, заплатите педагогам за изменение в рабочей нагрузке. Если на это у вас нет то ли средств, то ли желания, не ставьте телегу впереди лошади, не торопите таким топорным способом технический прогресс, не заставляйте директоров школ «изыскивать внутренние резервы», не отнимайте у педагога остатки собственного достоинства, не возрождайте «луддизм». Мы, конечно, ломать компьютеры не станем. Ломать нужно систему. Систему принятия решений без учёта реальных условий реализации поставленных задач.

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7, Вологда

Источник:
"Учительская газета"