Правила отбора

[Обзор прессы]

Как объясняет директор ВМЛ Елена Бахтенко (на фото), не все ученики рекомендованы педагогами лицея для обучения в классе с гуманитарным профилем. | Фото из архива «Премьера»

Противостояние с руководством вологодского многопрофильного лицея (ВМЛ) закончилось в пользу родителей четвероклассников: им принято решение перевести в пятые классы практически всех своих учеников.

«Многим из детей будет непросто учиться в следующем учебного году по программам с углубленным изучением предметов», — прогнозируют члены приемной комиссии.

Для большинства родителей учеников 4-х классов вологодского многопрофильного лицея эта история началась весной этого года. «Нам сообщили, что будет изменен порядок перевода детей в 5-е классы. И вместо двух классов с гуманитарной направленностью и одного с физико-математической будет набран только один «гуманитарный класс», — говорят мамы и папы, которые тогда не приняли всерьез намерения руководства лицея.

Причина в том, что каждый из них перед зачислением ребенка в 1 класс подписал с директором ВМЛ договор, где был срок действия договора — «до окончания срока обучения». Поэтому родители, посоветовавшись с юристами, не могли поверить, что руководство лицея сможет нарушить свои обязательства.

В то же время администрация ВМЛ, еще в ноябре прошлого года заявив о сокращении гуманитарного профиля на общешкольном собрании, надеялась, что родители поймут их доводы. Ведь классы с углубленным изучением гуманитарных предметов не должны набираться по остаточному принципу, и в них тоже должен вестись отбор сильнейших. Но диалога не получилось, и противостояние вылилось в обращение мам и пап к президенту, губернатору, в Министерство образования, прокуратуры города и области, а также к уполномоченным по правам ребенка и человека в Вологодской области.

Позиция родителей: «Лицей обязан предоставить обучение по договору»

Даже когда в лицее появились списки рекомендованных и «резервистов» класса с гуманитарным профилем, папы и мамы более десятка детей, оставшихся вне списков, были уверены, что происходящее — некая прихоть руководства лицея. Некоторые спокойно выжидали и даже не искали для своих «отсеянных» чад другие школы: «А мы придем 1 сентября и скажем, что не видели списков».

Надо отметить, что попытки отбора в класс с гуманитарным профилем предпринимались и в прошлом году, и тогда администрация лицея также натолкнулась на непонимание необходимости отсева учеников. Люди отказывались забирать документы и переводить детей в другие школы. В этом году история повторилась, и мамы и папы, не дожидаясь общения с педагогами, обратились с заявлениями во все вышестоящие инстанции.

Параллельно некоторые проходили тестирования в другие школы. «Два года я водила дочку на подготовительные курсы, а потом 4 года она училась в лицее практически до вечера. Когда ее сверстники играли во дворе, моя дочка сдавала экзамены в конце каждого года, — делится одна из мам девочек, не попавших в список зачисленных и резервистов. — Результаты у девочки хорошие — она учится на 4 и 5. Когда я привела ее на тестирование в одну из лучших школ города, у дочки был практически 100%-ный результат. Учителя, называя ее одаренной, удивлялись, как ее могли выгнать из лицея».

Многие посчитали отбор в класс несправедливым из-за наличия кандидатур детей, которые, по мнению мам и пап, не показывали особых успехов в изучении гуманитарных предметов. Свои аргументы родители высказали на встрече с завучами и директором лицея Еленой Бахтенко. По словам мам и пап, порой общение шло нервно, и администрации не удалось доказать, что их детям не место в классе с гуманитарным профилем.

Позиция лицея: «Нужно вести отбор учеников в класс с гуманитарным профилем»

Администрация лицея понимает свои сложности в правовом поле, но аргументирует свое решение оставить только один класс с гуманитарным профилем желанием изменить систему зачисления в пятые классы лицея. Как объясняет директор ВМЛ Елена Бахтенко, не все ученики рекомендованы педагогами лицея для обучения в классе с гуманитарным профилем: «Одна треть учеников четвертых классов — с низким уровнем подготовки для обучения по углубленным программам, и, к сожалению, учителям придется ориентироваться не на сильных учеников, и слабые будут тянуть коллектив класса назад. У этих детей — низкая мотивация и слабые знания».

Фразу о том, что у 8 четвероклассников — недостаточный уровень подготовленности, и педагогам нужно обратить на них внимание, занесли в решение приемной комиссии. «После педагогических советов по классам мы принимаем решение по зачислению, и после этого будет издан приказ об организации приема заявлений для обучения по программам основного общего образования с углубленной подготовкой, так как родители детей писали заявления по поступлению не в лицей, а в первый класс. Эти документы имеются в личных делах».

Количество зачисленных будет определяться приказом. Пока 40 детей (38 — четвероклассников ВМЛ, 2 — из Вологды и Вологодской области) рекомендованы к зачислению в 5-е классы. Прием будет закончен 1 августа, и, возможно, в августе будет сделан добор.

«Родители плохо представляют себе, что такое углубленная программа в лицее, которая формировалась в течение десяти лет. Я надеюсь, что многие родители нас услышали и примут решение в пользу детей, которым показано обучение по программам общеобразовательных школ», — сообщила Елена Юрьевна.

Завуч гуманитарного отделения Елена Баринова рассказала, что набор нынешних четвероклассников на гуманитарное отделение тревожит: «Департамент образования и Центр оценки качества проводили внешнюю проверку знаний четвероклассников по русскому языку и математике. В целом ребята хорошо справились с работами, но есть „троечки“ и слабые „четверочки“. Вот таким ребятам мы и рекомендуем перевод в общеобразовательную школу и школу с углубленным изучением хотя бы одного предмета, так как в лицее изучаются углубленно русский язык, литература, история и иностранный язык».

С сентября 2013 года вступает в силу новый закон «Об образовании», где прописано наличие процедур отбора в классы с углубленным изучением предметов. «Основа существования лицея — наличие программ и условий — отбор на уровне педагогов и на уровне учеников. Все дети, поступающие в такие классы, должны проходить процедуру отбора. И определять обучение должны не амбиции родителей, а процедура отбора».

Впрочем, есть и родители, которые решили перевести детей на профили, которых пока в лицее нет. Например, в лицей № 32, на информационно-технологический профиль. Но их — единицы.

По словам Елены Бахтенко, осенью этого года будут разработаны региональные нормативные акты, которые регламентируют поступление детей, нормативная документация образовательных учреждений, и на следующий год лицей перейдет на другие механизмы формирования классов с профильным изучением предметов.

«Сформировалась неправильная позиция родителей, что все дети могут обучаться в классах с гуманитарным профилем. Это не так, так как многие из поступающих будут неспособны обучаться, но ряд родителей не проявляют здравого смысла. Нам повезло с родителями, многие из которых помогают педагогам и сопровождают детей, но часть считают, что поступление в лицей гарантирует уровень знаний. К сожалению, в нынешнем правовом поле мы сделать ничего не можем, но в следующем году мы это сделаем. Мне жалко педагогов, мне жалко пятиклассников, которые будут учиться рядом с очень слабыми учениками», — сообщила директор лицея.

Автор:
Марина Чернова