Вологодский промышленно-парковый проект строится на рыбной муке

[Обзор прессы]

Идея промышленных парков в Вологодской области фактически потерпела неудачу. Проекту индустриального парка «Шексна» уже почти десять лет. По-настоящему эффектных результатов предъявить не удаётся. О новых промплощадках пока слышно только то, что их хотят развивать. Но одного желания мало.

Впрочем, в промпарке открыто второе предприятие. Это биотехнический завод ЗАО НПО «Северный стандарт». Основным профилем этой вологодской компании являются операции с кормовой рыбной мукой, проводимые со структурами Мавритании и Марокко. Именно производством костной муки и занимается новое предприятие. Это первый в России завод, построенный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к переработке биологических отходов. Сырьем для него станут отходы мясокомбинатов, птицефабрик и животноводческих комплексов.

Вологодские журналисты находят здесь специфический аспект. Утверждается, будто к компании может иметь отношение сын высокопоставленной чиновницы областного правительства. Деньги на строительство взяты у Россельхозбанка. Затем компании была предоставлена областная госгарантия на 170 млн рублей. Залогом стала ледовая арена «Каскад» в Шексне. Чтобы её заложить, поменяли форму собственности. В результате изменилась система налогообложения, и арена стала убыточной с огромными долгами по ЖКХ.

Широко разрекламированная промзона в Шекснинском районе в своё время не впечатлила федеральных чиновников. И тому есть определённые причины. Во-первых, совершенно не ясна ситуация с трудовыми ресурсами. По проекту заявлено, что общее число рабочих мест в парке может быть равно 20 тысячам. Однако эта цифра равно почти всему трудоспособному населению района. Безработица в районе сейчас, кстати, составляет примерно 1%. Не говоря о том, сколько среди местных жителей квалифицированных промышленных рабочих.

Но даже если получится где-то навербовать и откуда-то завезти работников, для них нужно проектировать жильё. Этого не сделано. Нет чёткого понимания ни по источникам электричества, ни по завозу сырья, ни по вывозу готовой продукции. Железная дорога в этих краях работает на полную мощность и увеличения грузопотока не осилит. Электрогенерирующие мощности не рассчитаны на рост потребления.

Поэтому приезжают многие, а остаются единицы. Собственно, единственным реально работающим предприятием промпарка до сих пор являлся пресловутый трубопрокатный завод соседней «Северстали». Его построили скорее «Христа ради» и при драконовских налоговых льготах. По сути, ни район, ни область с этого завода не имеют ничего. Разве что триста рабочих мест. А планировали построить до сотни предприятий с новым аэропортом (по версии местных чиновников — до двухсот). Как всё это уместить на двух тысячах гектаров, не ясно. К примеру, площадь не самого крупного в России екатеринбургского аэропорта «Кольцово» больше примерно вдвое.

Индустриальные парки бывают двух типов. Первый — производство глубокого цикла. Например, химпарк в Нижнем Тагиле, производящий смолы и пластмассы. Быстрого эффекта от таких площадок ждать трудно. Ко второму типу относятся парки, в которых расположены не связанные между собой предприятия с коротким циклом производства. Они могут производить упаковку, мебель, стройматериалы или заниматься логистикой.

Самый успешный проект такого рода — Калужская область. В 1990-е годы она вошла аграрным регионом с депрессивной экономикой. Пожалуй, эта область — единственный удачный пример смены региональной специализации. За короткий срок она стала одним из основных автопроизводителей России. В регионе выпускается 18 марок автомобилей, видеотехника, бытовая химия. На новых производствах создано более 20 тысяч новых рабочих мест. Достаточно сравнить с вологодскими «прожектами» и всё станет ясно.

На Вологодчине образовано ещё два индустриальных парка. Оба в действующих промзонах областного центра, а также городка Сокол в 30 километрах к северу. Сокольский парк ориентирован на лесную промышленность. Планируется разместить здесь предприятия по глубокой переработке дерева. В Вологде индустриальный парк «Восток» был представлен общественности лишь в прошлом году. Он расположен на территории огромной промзоны, значительная часть которой представляет из себя декорации для фильма о войне.

По генеральному плану города, через парк «Восток» пройдёт новая очередь городской окружной дороги. Но пока ещё до её строительства далеко. Город едва-едва достроил первые три пусковых участка. Четвёртый участок будет сооружён на федеральные деньги, о выделении которых губернатор Олег Кувшинников договорился только прошедшей осенью. Когда дойдёт до замыкания кольца, сейчас не сказать. Зато можно сказать, что промпарки — это очередной вологодский долгострой. Впрочем, новая региональная власть не теряет надежды. Может, надеются на русский «авось». А, может, имеют какие-то непубличные договорённости с инвесторами. Интересно было бы узнать.

Автор:
Владимир Пешков