Подводная лодка «Б-440» в Вытегре терпит бедствие?

[Обзор прессы]
В зимнее время туристов в музее практически нет. /Фото Сергея ЮроваВ зимнее время туристов в музее практически нет. /Фото Сергея Юрова
Создатели уникального для Вологодчины Музея подводной лодки «Б-440» в Вытегре сейчас очень обеспокоены его дальнейшей судьбой. По словам людей, которые приложили немало усилий к тому, чтобы в нашей области появился такой необычный музей, власти Вытегорского района практически не вкладывают средства в его развитие, ссылаясь на нехватку финансов. В то же время они отказались передать музей в собственность области, хотя на это было получено согласие. «Красный Север» попытался разобраться в этой ситуации.
Большие планы обернулись сгнившей палубой
В редакцию нашей газеты бывший директор музея Геннадий Степин прислал письмо, в котором он называет причины этой обеспокоенности. Главная из них в том, что, являясь муниципальным учреждением, музей не способен реализовать концепцию создания на базе подводной лодки музейного комплекса «Морская слава Вологодчины», как это планировалось изначально. В этом комплексе подводная лодка должна быть, бе-зусловно, главным, но далеко не единственным экспонатом.
Кроме нее, предполагалось создать обширную экспозицию вооружения Военно-Морского флота России, собрать материалы о вологжанах, оставивших заметный след в его истории, объединить моряков области для военно-патриотического воспитания школьников и молодежи. Для проведения Дней воинской славы, памятных дат России, профессиональных праздников военных моряков, чествования ветеранов и других мероприятий планировалось реконструировать порт, благоустроить прилегающую территорию, создать парковую зону, спортивные площадки.
Сейчас из всего запланированного кроме самой лодки на территорию музея доставлен минный тральщик — единственный в России деревянный военный катер, вход на который закрыт: его палуба уже сгнила окончательно, а все остальное, похоже, в недалеком будущем ждет та же участь. Еще есть небольшое модульное строение, где разместились касса и скромная витрина с сувенирами. Здесь же зимой, когда жизнь в музее практически полностью замирает в ожидании благословенного туристического сезона, греются смотрители.
По словам Геннадия Степина, проблем хватает и на самой лодке. Это отсутствие должной охраны и видеонаблюдения, неисправность противопожарной сигнализации и системы аварийного освещения, необходимость внешнего и внутреннего косметического ремонта.
Несмотря на это, недостатка в посетителях музей не испытывает: в период навигации — с мая по сентябрь — лодку посещают иностранные и российские туристы с останавливающихся в Вытегре теплоходов, многие приезжают «своим ходом», совмещая отдых на берегу Онежского озера с посещением лодки. В итоге за последние пять лет музей вышел на первое место среди муниципальных музеев области по посещаемости и заработанным средствам.
Только бизнес, и ничего «лишнего»
Видимо, именно этим и объясняется стремление районной администрации сохранить муниципальную принадлежность музея. В конце мая 2011 года районные власти приняли решение создать Вытегорское музейное объединение, куда Музей подводной лодки «Б-440» должен был войти наряду с местным краеведческим музеем в качестве одного из отделов.
— Цель объединения — исключить конкуренцию (?!) двух муниципальных музеев — краеведческого и подводной лодки — и обеспечить туристический поток под одной эгидой. И, разумеется, это оптимизация расходов, — объясняет такое решение глава Вытегорского района Владимир Чевгунов.
Однако бывший директор музея Геннадий Степин уверен, что причина совсем в другом:
— Музей в туристический сезон зарабатывает более двух миллионов рублей, и этих денег, пусть и не полностью, но хватит на текущее содержание двух музеев.
С ним солидарна и Тамара Макарова, возглавлявшая до недавнего времени Вытегорский краеведческий музей:
— Это чисто коммерческий проект, позволяющий району зарабатывать деньги. При этом ни о какой музейной работе, связанной со сбором материалов, формированием фондов, научными исследованиями и прочими функциями, которые призван выполнять музей, здесь и речи нет. Равно как и о том, чтобы заниматься патриотическим воспитанием молодежи — у музея даже нет своего помещения, где это можно было бы делать.
Кстати, Тамара Павловна проработала в должности директора музея 30 лет, она — почетный гражданин Вытегры, полна сил и энергии. Однако трудовой контракт с нею, равно как и с Геннадием Степиным, возглавлявшим музей подводной лодки в течение пяти лет, в прошлом году был прекращен.
Подводные камни
Новый директор теперь уже Вытегорского объединенного музея Елена Ломкова признается, что опыта музейной работы у нее нет. Нет его и у Сергея Поварова, который сегодня «рулит» собственно подводной лодкой. Он признается: вероятно, в его назначении сыграло роль то, что в свое время он служил на подлодке и окончил академию государственной службы.
Но надо отдать должное позитивному настрою Поварова. Он увлеченно рассказывает о том, как недавно на лодке провели три «пилотные» новогодние экскурсии для детей с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которых ребята должны были освободить Деда Мороза, похищенного пиратами. Делится планами по «шумовому» оснащению лодки — «чтобы все было, как в плавании», разработке интерактивных экскурсий. Однако в ответ на большинство вопросов, связанных с дальнейшим развитием музея, научной, исследовательской и финансовой составляющими его деятельности, напоминает: «Я же здесь недавно!»
А Тамара Макарова считает, что о полноценных экскурсиях на подлодку во время туристического сезона сегодня говорить не приходится:
— Теплоход, на котором 250-300 туристов, стоит в Вытегре два-три часа. Кроме лодки, здесь смотреть особо нечего, поэтому представьте, в каком темпе проходят экскурсии, чтобы охватить всех желающих. На лодку одновременно можно провести десять-пятнадцать в группе. Именно поэтому музей остро нуждается в развитии.
Встревожен судьбой музея и глава города, председатель Морского собрания Вытегорского района Александр Штурманов — человек, которому принадлежит не только идея создания музея, но и главная заслуга в том, что эта идея, поддержанная руководством области, стала реальностью.
— Если ситуация не изменится, музей будет загублен! — уверен он.
По мнению главы района Владимира Чевгунова, позиция защитников лодки объясняется тем, что с бывшими руководителями музеев не продлили контракт, а остальные просто ищут повод для пиара на этой почве.
Не справились с управлением
Говоря о возможном дальнейшем развитии музея, Владимир Чевгунов уточняет, что все зависит от бюджета, в котором, разумеется, пока на это нет средств.
Более того, те два миллиона, которые зарабатывает «Б-440», тратятся не на развитие, а на текущее содержание. Однако передавать музей в ведение области районная администрация никак не хочет.
Напомним, музей был открыт в декабре 2005 года, а уже в сентябре 2007-го вопрос о его передаче в собственность области по поручению губернатора Вячеслава Позгалева рассматривался региональным правительством. Вопрос решили положительно, однако процедура передачи, как водится, сначала затянулась на несколько лет, поскольку в подобных случаях необходимо урегулировать большой ряд вопросов. Завершить ее помешал грянувший в 2008 году мировой экономический кризис.
В мае 2011 года район принимает решение о создании Вытегорского объединенного музея. Принимает, как поясняют в областном департаменте культуры и охраны объектов культурного наследия, в нарушение целого ряда требований.
Сразу вслед за этим в район выезжает комиссия департамента культуры — для изучения ситуации. Ее выводы однозначны: «Содержание и деятельность музея „Подводная лодка Б-440“ за счет средств районного бюджета не обеспечивались». В отчете по итогам работы комиссии говорится, что за годы существования музея средства на текущий ремонт и обновление его экспозиции из бюджета района не направлялись, более того, средства, выделяемые областью в рамках нормативов расходных потребностей по статье «Культура», не всегда использовались по назначению. Представленные районом расчеты по предполагаемому объединению музеев не подтверждают экономического преимущества такого объединения и не обеспечивают полноценной работы Музея подводной лодки. У администрации района (учредителя музея) на протяжении нескольких лет не наблюдалось заинтересованности в развитии музея «Подводная лодка Б-440».
Несмотря на значительные средства, получаемые музеем от приносящей доход деятельности, учреждение не имело возможности направлять их на развитие и укрепление материально-технической базы ввиду недостаточной бюджетной составляющей (проще говоря, из-за того, что районная администрация финансировала музей не в полном объеме, заработанные деньги приходилось направлять на оплату коммунальных услуг и выплату зарплаты сотрудникам музея — ред.). Мало того, администрация района не справилась с подготовкой эскизного проекта благоустройства музейного комплекса «Морская слава Вологодчины».
Об этих выводах департамент информировал губернатора Вячеслава Позгалева и внес предложение возобновить процедуру передачи музея в собственность области, и губернатор вновь дал «добро».
Однако администрация Вытегорского района «пошла своим путем» и вместо передачи музея области к апрелю 2012 года объединила два вытегорских музея в один.
«В принятом решении администрация Вытегорского района продемонстрировала недальновидность в отношении перспектив развития учреждений культуры и скорее эмоциональную реакцию, чем аналитический подход, основанный на экономическом расчете и современном управленческом решении», — говорится в официальном ответе департамента культуры и охраны объектов культурного наследия на запрос редакции относительно ситуации в музее.
Автор:
Светлана Дамирова