Игра в шашки

[Обзор прессы]

Игорь Паничев обеспокоен тем, как много легальных таксистов решили уйти «в тень». | Фото Ольги Ильинской

Вологодские легальные таксисты массово уходят в тень?

«Среди моих знакомых водителей, которые в прошлом году начали работать с полным соблюдением действующего законодательства, почти половина закрыли ИП, — рассказывает представитель коллектива легальных вологодских таксистов Игорь Паничев. — Но это не значит, что они перестали работать в такси».

Напомним, что с 1 сентября 2011 г. были значительно ужесточены требования к водителям легковых машин, перевозящим пассажиров за плату. Нарушениями являются: отсутствие в салоне предусмотренной информации, невыдача кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, отсутствие цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря, отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства... Штраф за несоблюдение новых норм и правил составляет до 5 тысяч рублей.

В Вологодской области нововведения начали действовать на практике с 13 января 2012 года.

Мы ждем перемен

Многие вологодские водители, у которых извоз — постоянный источник дохода, выполнили требования законодательства. Они зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, соответственно оформили свои машины.

«И вот прошел год, но что мы видим? — рассуждает Игорь Паничев. — Количество нелегальных таксистов не уменьшилось, все как ездили, так и продолжают ездить. А с Нового года, когда в два раза увеличили сумму взносов в Пенсионный фонд, легальным таксистам стало обидней вдвойне — на практике получается, нет никакой разницы, соблюдаешь ты закон или нет».

Действительно, вологжане, часто пользующиеся такси, не заметили каких-либо существенных изменений в порядке оказания этой услуги: набираешь давно знакомые номера, диспетчер принимает заказ, приезжает машина... «Нас проконсультировали в офисе фирмы, как себя вести, чтобы не попасть на „контрольную закупку“, — рассказывает один из водителей, ничего не изменивший в своей работе в свете новых требований законодательства. — Советовали первыми не называть тариф, ждать, когда пассажир сам спросит. Таким образом, можно будет сказать, что человек сам предложил, а я не отказался. В некоторых такси вообще не берут в руки деньги — предлагают положить их на сиденье».

В 2012 году легальные таксисты, по словам Игоря Паничева, платили в ПФР порядка 18 тысяч рублей в год. С Нового года им придется платить 36 тысяч. Выкладывать такую сумму, когда есть коллеги, которые не платят ничего, многие легализовавшиеся таксисты не хотят. Около 2,5 тысяч рублей составляет налог на деятельность по осуществлению пассажирских перевозок.

Не пойман — не таксист

«Ну, попадешь на „контрольную закупку“, — рассуждают водители, которые „отменили“ свою легализацию. — Все равно из всех знакомых, кто попадался, никто не получал штраф 5 тысяч рублей. Всем суд выписывает штраф в 500 рублей — и они снова выходят на линию. Да даже если и 5 тысяч! Это меньше, чем 36».

Игорь Паничев очень обеспокоен подобными настроениями, но понимает, что основания для них есть. В конце 2012 года он сделал в онлайн-приемную Губернатора области запрос о том, какая проводится работа по контролю за таксистами-нелегалами.

В ответе Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области указано, что с начала 2012 года проведено 207 совместных рейдов Управления госавтодорнадзора, Департамента дорожного хозяйства и ГИБДД и по фактам выявленных нарушений составлено 235 административных протоколов. Из них 48 — за отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, 18 — за то, что на машине был незаконно установлен опознавательный фонарь такси, 30 — за нарушение правил оформления таксомотора, 139 — за предпринимательскую деятельность без регистрации.

Подобная статистика Паничева не устраивает. Игорь Александрович считает, что контроль проводится в явно недостаточном объеме. По его данным, в Вологде зарегистрировано не более 300 легальных таксистов. И он сомневается, что их количество будет расти, пока работать по закону куда менее выгодно, чем не по закону.

По нашим данным, в настоящее время закрывают ИП не только легальные таксисты. Также идет массовый официальный отказ от своей деятельности и в других отраслях сферы услуг. Ситуация связана с резким повышением отчислений в Пенсионный фонд России. Так, «под удар» попали парикмахеры, для которых новые суммы оказались слишком велики. Однако парикмахеров, имеющих свои кабинеты, проверить легче, чем таксистов, и налоговики намерены регулярно производить выездные проверки, направленные на пресечение деятельности «нелегалов».

В тему

В Государственную Думу РФ вынесен на обсуждение новый законопроект по деятельности такси. Предлагается в обязательном порядке оснащать все автомобили служб-перевозчиков таксометрами. Подобной мерой депутаты намерены остановить шквал заказов сервиса перевозок по нерегламентированной и непрозрачной тарификации для конечного пользователя услуг. Правда, в этом предложении существует некоторое «но» — обязательному оснащению счётчиками такси будут подлежать лишь автомобили тех представителей таксомоторного бизнеса, которые предоставляют свои услуги населению в крупных городах и мегаполисах на территории РФ.

В тех же случаях, когда служба такси работает по фиксированному тарифу, таковое правило действовать не будет. Т.е. если тарификация у службы такси на поездки состоит из километров и минут, будет обязательно наличие таксометра, а там, где тарификацию рассчитывает диспетчер и озвучивает её пассажиру до момента посадки в автомобиль компании, наличие таксометра не требуется!

Автор:
Ольга Ильинская