Макро-зима
от Сергея Кичигина
Макро-фотографии снежинок вологодского фотографа Сергея Кичигина побеждают во многих конкурсах, привлекая внимание знатных мастеров и профессионалов всего мира. О том, какой снег «годится» для хороших фотографий, как проходит процесс съемки и какую технику лучше использовать — Сергей Кичигин рассказал в специальном интервью нашему порталу.
— Сергей, добрый день! Как давно вы снимаете?
— Чуть больше
— Вы изучали фотографию профессионально или самостоятельно?
— Изучал всё самостоятельно. Раньше мой дядя серьезно занимался фотографией. Многое посоветовал он. Именно от него осталась и коллекция советской оптики: сейчас, наверное, около 20 объективов или даже больше.
— Чем вас привлекает жанр макрофотографии?
— Макро интересно тем, что ты можешь увидеть сам и показать зрителю то, о существовании чего он догадывается, но очень редко может наблюдать в реальной жизни, или вообще не может увидеть без специального оборудования. То есть, все видели снежинку на варежке в детстве, многие замечали шесть лучей и узоры... Но разглядеть в деталях не удавалось. Я даю такую возможность и это здорово!
— Какие другие жанры фотографии вас интересуют?
— Интересно многое. Выделил бы три: дикая природа, пейзаж и жанровый портрет. Дикая природа — птицы и животные — безусловно интересно, но для качественного результата нужна очень приличная оптика. Буквально недавно появился Canon EF 300 f/4L IS USM: нужно с чего-то начинать.
— Как пришла идея фотографировать снежинки?
— Первый раз я попробовал снимать снежинки под впечатлением от работ Кеннета Либбрехта, было это еще два года назад. Конечно, я увидел снежинки в видоискателе фотоаппарата, но сфотографировать в похожем качестве так и не смог — элементарно не хватило опыта и понимания. Конечно, он использует профессиональное оборудование и технологии серьёзной университетской школы. Я же, по сути, снимаю близкие по качеству кадры «на коленке» использую любительский зеркальный фотоаппарат и несколько советских объективов от зенита, один из которых кстати был произведен на ВОМЗ в Вологде.
— Отечественным первооткрывателем макросъёмки считается Андрей Сигсон, который тоже с удовольствием снимал снежинки. Это было в конце 19 века, и чтобы снимать, ему приходилось остужать руки и дышать в сторону, чтобы снежинки под микроскопом не растаяли... С тех пор всё изменилось. Появилась цифровая техника. Расскажите о своём процессе фотосъёмки.
— Самое главное в съемке — свет. Только грамотно выставленный свет с несколькими источниками даст правильную картинку — резкую, контрастную, глубокую по теням и с бликами по граням кристаллов. Увеличение получить очень просто: это может каждый — обычный «Гелиос
Руки остужаются сами (улыбается). Лучше всего снимать при температуре −15 −20°С. Аккумулятора Sony хватало минут на
Дышать нужно действительно в сторону: один выдох в камеру — и всё: линзы и видоискатель запотели, а привести в порядок получится только дома. Кстати, хороший снег — это большая редкость. За прошлую зиму с января по март именно «подходящий» снег в Вологде был всего четыре раза... В остальное время падают ломанные кристаллы или каша... Причем, хороший снег идет очень не долго: минут
— Сколько времени вы готовы посвятить созданию одной фотографии?
— Не задумывался... Наверное, это не имеет значения, если я знаю, что может быть интересный кадр — я могу встать в самую рань и поехать хоть за тридевять земель (улыбается). Главное — ощущение того, что ты сможешь застать красивый момент и рассказать о нем.
— Вы снимаете много зимних пейзажей и снега... За что вы любите зиму?
— С точки зрения пейзажной, да и вообще уличной съемки, зима интересна тем, что на севере солнце находится низко, и почти все светлое время может длиться тот «золотой час заката и рассвета», который так любят пейзажные фотографы. Но я бы не сказал, что люблю снимать зиму больше. Любое время года красиво по-своему.
— Многие фотографы переживают за свою технику, и поэтому не решаются фотографировать зимой. Какие советы вы могли бы дать фотографам по зимней съемке?
— Старая мануальная оптика и простая камера. А вообще, советы известны же: избегать резких переносов техники из тепла в холод и обратно. Ещё — стараться не использовать оптику из пластика на сильном морозе.
— А вы какую технику используете на морозе?
— У меня много советских стекол. Наверное, наверно львиная доля того, что выпускалось под «М-42». Думаю, советская оптика идеальна для обучения: она не позволяет снимать в иных режимах, кроме «М» — только там можно понять, что к чему. А так, «любимый» современный объектив — «Canon EF 135 mm f/2.0 L USM», советский — «Гелиос
— Сейчас проходит выставка ваших работ. Какие отзывы приходится слышать от посетителей? Должно быть, ваши работы способствуют развитию более позитивного взгляда на зиму?
— Да, сейчас идут две выставки — «Геометрия зимы» в Вологодском кремле и «Волшебные снежинки Деда Мороза» в Великом Устюге в Музее моды Деда Мороза. Кстати, на всех выступлениях из вотчины за спиной Деда Мороза можно увидеть именно мои снежинки (улыбается). Еще в начале лета одна из работ была выбрана для кабинета Деда Мороза. Отзывы действительно удивительные: после первой выставки в апреле я забрал книгу отзывов, в которой было исписано огромное количество страниц. Отзывы оставляли и
— Что из своих наград и достижений для вас особенно ценно?
— Первой самой серьезной наградой стала победа в одной из номинаций на конкурсе «Дикая природа России» в прошлом году. Пожалуй, во многом именно благодаря этому результату и происходит то, что происходит (улыбается). Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо Сергею Кожугетовичу Шойгу и Русскому географическому обществу: это удивительный и нужный конкурс, благодаря которому есть возможность увидеть просто потрясающие уголки России. Благодаря вам фотография окончательно и бесповоротно вошла в мою жизнь.
Работа Сергей Кичигина, победившая в одной из номинаций на конкурсе «Дикая природа России — 2011»
Из других результатов — Nikon Small World. Войти в число Топ-100 — это очень хорошо, я считаю, а обойти одну из работ Кеннета — просто нереальный результат. Кстати, помимо меня там участвовал всего один фотограф из России.
Другой запоминающийся результат — одна из работ вошла в юбилейный олимпийский каталог ФИБА «Баскетбол везде»: работы выставлялись в Лондоне на Олимпиаде, а каталог направлен во все отделения ФИБА по всему миру. Там тоже кроме меня был лишь один россиянин, и это очень здорово — когда по твоим работам судят о том, что происходит в твоей стране. Потрясающе — иметь возможность заниматься этим делом!
— Есть мастера современной и классической фотографии, на творчество которых вы ориентируетесь?
— Я бы не стал выделять кого-либо, ведь нельзя снимать, как кто-то... Поэтому я не боюсь рассказывать, показывать и объяснять на мастер-классах, которые провожу, всё, что и как я делаю, поскольку ни один человек не будет снимать так, как я. А я не буду, как кто-то. Можно и нужно изучать теорию, важно четко понимать процесс съемки. Но творческий процесс, думаю, невозможно скопировать. Можно лишь любоваться его результатом. Поэтому, пролистывая удивительные фотографии мастеров я не стараюсь разгадать, как был выставлен свет. Я только удивляюсь тому, как человек это увидел и сумел передать.
— В чём вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
— Хожу и смотрю по сторонам (улыбается).
— Как вы совершенствуете свои умения в фотографии? Изучали профессионально или самостоятельно?
— Думаю, в будущем мне будет интересно пройти более серьезное обучение, пообщаться с серьезными мастерами и по съемке дикой природы и по репортажу. К сожалению, в Вологде остается лишь интернет для этого. Я по образованию кандидат экономических наук и четко понимаю, что в фотографии, как и в любой науке есть масса вещей, которые проще уяснить, общаясь с профессионалами своего дела, чем догадываться самому (улыбается).
— Насколько для вас важна постобработка?
— Постобработка зависит от кадра и жанра. В снежинках её нет вовсе. Только шум от пылинок на матрице убирается. В портрете зачастую постобработка очень важна. Тогда фотография становится ближе к живописи. Но главное, чтобы картинка естественно смотрелась. Думаю, что если человек, не связанный с фотографией, задает вопрос об обработке того или иного фото — значит обработка была недостаточно хороша (конечно, это не касается арт-фотографий, когда меняется геометрия кадра, цвета и т.п.).
— Есть ли кадр, который вам особенно дорог?
— Думаю, нет. Наверное, на нём будут мои дети и он будет снят телефоном (смеётся).
— Что для вас фотография?
— Универсальный язык общения, всем понятный, доступный, простой. Владеть этим языком — счастье.
— Как вы думаете, каким качеством прежде всего должен обладать человек, который хочет научиться хорошо фотографировать?
— Человек должен очень-очень хотеть рассказать то, что он видел хотя бы одному человеку, которого в тот момент не было рядом, чтобы разделить с ним эту красоту.
— Назовите 5 фактов о себе, не связанных с фотографией.
— 5 фактов внезапно (смеётся). Я проплываю
Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Сергей Кичигин, 33 года
Web-сайт: http://xload.35photo.ru/, http://vk.com/id38886191
Техника: Sony Alpha A330, Canon, советские объективы «Гелиос», «Юпитер».
Выставки, награды, достижения: «Дикая природа России — 2011», победа в номинации «Социальные сети»; «Nikon Small World — 2012», финалист 100 лучших работ; победа в конкурсе «Michael the mavent`s photography contest. 3 RD Place macro division» (2012); бронзовый призер конкурса «MILSET Science Photo Contest- 2012».
Персональные фотовыставки «Геометрия зимы» (Вологда), «Волшебные снежинки Деда Мороза» (Великий Устюг).
Источник вдохновения: Хожу и смотрю по сторонам