Медиаиндустрия малых городов: «Премьер», Вологда

[Обзор прессы]

Информационные радиостанции, тем более с собственным программированием, как правило, появляются в холдингах вслед успешно ретранслируемым сетевым станциям. Происходит это обычно тогда, когда доверие аудитории уже завоевано, и средства для запуска собственного проекта накоплены. Но это — знакомая схема в наши дни.

У медиаобъединения Вологды история началась еще в 1996 году, когда регистрация холдингов в юридической практике не была распространена, а сетевое радиовещание лишь набирало обороты. Однако наблюдался подъем на медиарынке и начиналось вложение капиталов в СМИ. Именно в тот период на частоте 106.9 появилось музыкально-информационное радио «Премьер» с полностью собственным контентом.

В 1997 году в Вологде начала выходить общественно-политическая газета «Премьер», позднее в составе медиагруппы появились радиостанция музыкальной направленности с собственным программированием «Рос радио» и «Радио хорошего настроения» (сетевой партнер DFM), типография и информационный сайт, агентство подписки «Премьер — периодика», сеть киосков по продаже прессы «Роспечать —Вологда».

Как радио удавалось сохранить лидерские позиции да еще и принять масштабы конкурентоспособного холдинга, рассказывают главный редактор радиостанции «Премьер» Юлия Арсеньева и директор холдинга Роман Романенко.

О творческом потенциале


Юлия Арсеньева, главный редактор радиостанции «Премьер»:

Нам очень долго пришлось доказывать, что мы многого стоим, мы потратили много времени, чтобы сейчас звучало наше имя. Знаете, для нас признание слушателя — это произнесенная им фраза " ... ну, ведь на «Премьере» сказали!..«. Другие радио по контенту едва ли могут составить нам конкуренцию. У них выходят новости о том, как прошло совещание в правительстве, как мэр открыл детский сад, а в такой-то школе состоялся праздник. Мы позволяем себе непозволительные и остросоциальные вещи. Люди поэтому нас и слушают, потому что мы можем что-то эдакое «выкинуть», остальные же СМИ — елей и патока. Сейчас аудитория стала ценить прямой эфир, правдивый источник информации, и мы это чувствуем.

На радиоволне «Премьера» можно услышать комментарии о том, может ли чиновник носить часы стоимостью в его годовую зарплату и сколько стоят часы вологодского губернатора? Что стоит за повышением цен на топливо в регионе? Как можно состоять в депутатском корпусе области, имея за плечами обвинение в групповом изнасиловании? Кому выгодно сносить в Вологде архитектурные памятники?

«Премьер» говорит, что свою «злободневную нишу» редакция заняла прочно. Изначально радиостанция определилась, что тягаться с сетевиками по музыкальному и развлекательному контенту не стоит, сделав ставку на «свое, родное». В эфире рассказывают обо всем, что происходит в регионе, и из «провинциальности делают конфетку». Так, по освещению ситуации на дорогах и городских пробках, по авариям в жилищно-коммунальной сфере редакция не видит себе равных. Поэтому в эфире может прозвучать вдруг среди часа: «Иван Петров с улицы Новгородской, вы топите соседей, быстро вернитесь домой».

Все, что происходит в городе, контролируют корреспонденты радиостанции, называющие себя дежурными по городу. Они могут оказаться на месте происшествия раньше городских служб. И такое бывало.

Информационные включения на радио — на тридцатой минуте. Подача новости или любопытного факта в форме обсуждения с ведущим эфира выдерживаются в неформальной манере, в отличие от более классических новостных блоков в начале каждого часа.

Радиостанция — сама по себе еще и информагенство, и источник информации — это собственные контакты, специализированный твиттер «дороги 35», социальные сети и форумы, а также свой сайт, где вологжане выкладывают фото и видео и комментируют социальную проблему, с которой сталкиваются.

Репортажи за авторством самих жителей выходят практически каждый день. При небольшом штате в четыре сотрудника в службе информации и одного редактора на новостной ленте, эфир предлагает десять ежедневных выпусков. Выходить с новостями поздно ночью в небольшом городе — нет смысла, говорят в редакции. Как показывают исследования в провинции, после семи вечера слушатель превращается в зрителя, усаживаясь перед телевизором.

Будучи информационным СМИ (30 процентов эфирного времени отдано на то, чтобы информировать слушателя), «Премьер» недавно запустил свою первую разговорную программу — ток-шоу «Повестка дня» с гостями и экспертами в студии. Открыть «площадку без цензуры и купюр» хотели давно, несмотря на некоторые особенности.

Юлия Арсеньева, главный редактор радиостанции «Премьер»:

В провинции существует проблема с разговорным жанром. Не все эксперты и специалисты красноречивы и умеют вести дискуссию. Это не как в Москве, где можно услышать очень любопытных гостей в студии. Здесь все же есть склонность у лиц города к официозу, поэтому те же эфиры наших коллег  «Эхо Москвы в Вологде» — не всегда отличаются динамизмом.

Характерное региональное произношение — это то, с чем борются и в журналистских кругах. Вологодский говор в средствах массовой информации жители города не приемлют.

Юлия Арсеньева, главный редактор радиостанции «Премьер»:

Силами исследовательского холдинга «Ромир» и Фонда поддержки независимых СМИ (MVF) мы проводили исследования и выяснили этот факт. И это действительно проблема. Если наши немолодые опытные ведущие имеют чистое произношение, то когда устраиваем кастинг молодых ведущих, понимаем, что вологодский говор у нас никто не отнимет! Вместо «предлагать» , «замечать» у нас «предлагат», «замечат». В то же время добавляются мягкие знаки, где не надо: «пятьдесять», «шестьдесять».

Для местных журналистов диалект может быть не только камнем преткновения в профессии. «Премьер» выбрал его объектом для изучения. Проект радиостанции «Толковый словарь» о региональных просторечиях оценили даже в Российской академии наук. На федеральном конкурсе «Русский язык в электронных СМИ» в 2004 году радио было отмечено наградой наряду с центральными телеканалами и «Эхом Москвы».

Кстати, премий в копилке «Премьера» хватает: три «Радиомании», две «Премии Попова» и несколько наград радиофестиваля «Вместе — радио». Три «руки» за новости, две за репортажи и специальный приз.

Надежда Колосова, начальник службы информации

Оценивает ли профессиональные успехи слушатель?

Юлия Арсеньева, главный редактор радиостанции «Премьер»:

Мы не имеем научного представления о нашем слушателе, такие исследования стоят очень дорого. Аудитория к нам лояльна, мы считаем ее благодарной и активной. Мы это отследили, когда собирали денежные средства для нашего сотрудника, которому потребовалась пересадка костного мозга. Тогда, благодаря вологжанам, мы за неделю собрали более миллиона рублей. Обычно в нашу студию приносят больше всего средств в городе и для больных детей. Это означает, что нас любят и нам доверяют.

Радийщики говорят, что история с коллегой, которая закончилась благополучно, заставила их по-новому взглянуть на многие вещи. Силами работников СМИ был создан Благотворительный фонд в поддержку тяжело больных детей региона. Журналисты различных городских медиа хотят скоординировать сбор средств особо нуждающимся и сделать эти процедуры прозрачными.

Юлия Арсеньева, главный редактор радиостанции «Премьер»:

Надо внести ясность в процесс сбора средств. Раньше сбор проходил хаотично на телеканалах, радио, были и неоднозначные истории, сопряженные иногда со скандалами. Например, появлялись сообщения о срочности лечения, чего в действительности не было. Были случаи, когда лечение не проводилось, а деньги родителями не возвращались. Сейчас данные по ребенку и его семье проходят через Фонд и проверяются по медицинским критериям, финансовой состоятельности. Мы не можем вводить в заблуждение тех, кто хочет помочь. Фонд сделает все возможное, чтобы в первую очередь помощь была оказана тем, кто нуждается в срочном лечении.

Сотрудники коммерческой радиостанции и газеты «Премьер» говорят, что больше всего в своей работе их радует то, что они независимы и полезны городу. Собственное программирование — процесс затратный, признают в Вологде. Одно дело ставить рекламные блоки на музыкальных радио и так зарабатывать, а другое дело — ежедневно создавать качественный продукт и сохранять на протяжении лет выбранную редакционную политику.

Роман Романенко, директор холдинга «Премьер»:

У нас постоянная борьба за выживание, это не бизнес, мы — социальный лидер. У нас даже холдинг сформировался потому, что таким образом мы экономим на финансовом анализе. Это удел любого СМИ в провинциальном городе, у которого нет политических интересов.

О бизнесе и финансовых возможностях

В острые кризисные времена радио «Премьер» больше других СМИ в составе холдинга почувствовало на себе несостоятельность рынка. Ведь пострадал малый бизнес — основной заказчик рекламы.

Периодически создается и другая угроза наработанной клиентской базе, когда в городе запускают новую радиостанцию.

Роман Романенко, директор холдинга «Премьер»:

Был период, когда в регион кучно пришли новые станции, учинили демпинг, рынок начало лихорадить, вологжане бросились слушать новое радио, и рекламодатель, он же и слушатель, который ориентируется при заказе на свои предпочтения, кинулся на новые станции. Но долго это обычно не продолжается, и через полгода рынок приходит в себя.

Холдинг, будучи объединением нескольких радиостанций, а также структурой, куда входит и рекламное агентство, способен охватить большее количество рекламодателей. В производстве рекламы считают себя экспертами.

Юлия Арсеньева, главный редактор радиостанции «Премьер»:

Рука не поднимается размещать у себя дешевый некачественный ролик, поэтому мы никогда не предложим клиенту сделать рекламу в стихах на мелодии известных песен, очень распространенный подход на провинциальных станциях. Если мы делаем что-то недобросовестно, это на нас же и отражается.

Рекламодателю предлагают самому поучаствовать в рекламном производстве, например, выбрать диктора для озвучивания ролика из картотеки голосов московского и питерского продакшна.

Вологодские коллеги разработали и свою методику подготовки кадров, как рекламных агентов, так и журналистского состава. Главный редактор читает курс лекций о коммерческом радиовещании на факультете журналистики в Педагогическом университете, предлагая практику и работу самым способным студентам. Молодая журналистская братия за это благодарна.

Надя Кубарева, Галя Красильникова, корреспонденты:

Работа на радио — это самое лучшее, что можно пожелать в профессиональной жизни! Тут и друзья, они же коллеги. Тут и накормят, тут и выслушают, тут и по голове надают за неправильное отношение к жизни. Каждое утро я иду не на работу, я иду — на радио, и это здорово.

Автор:
Полина Фатеева