Кто и как популяризует научные знания в Вологде

[Обзор прессы]

10 ноября – Всемирный день науки за мир и развитие. Конечно, мы отмечаем этот праздник, ведь просвещение – одна из главных миссий библиотек. В наши фонды поступает много научно-популярной литературы из разных областей знаний, среди вологжан всё более востребованными становятся лекции по естественным и гуманитарным наукам, проходящие на наших площадках в рамках проекта «БиблиоScience». В честь праздника решили поговорить о просветительстве с нашими любимыми друзьями и партнёрами, членами Вологодской научно-популяризаторской артели «Научпоп в Вологде». Вместе с ними нам удалось организовать в городских библиотеках за полтора года около двадцати лекций по разным направлениям.  Как же так вышло, зачем это нужно и что интересного получилось? Сейчас узнаем!

Как родилась идея создать научно-популяризаторскую артель?

Сначала был киноклуб в системе муниципального допобразования. С 2015 года на занятия рекомендовали приглашать взрослых для совместного с детьми просмотра и обсуждения кино. Параллельно, мы с большой симпатией следили за бурным развитием научной популяризации в стране, смотрели лекции на «Постнауке» (практически с момента появления этой площадки), на «Лекториуме», читали «Элементы» и «N+1». Постепенно связали две эти активности и сами решили дополнить киноклуб лекторием.

О чём вы мечтали, когда начинали проект? И о чём, в связи с проектом, мечтаете сейчас?

Чтобы в Вологде (хорошо бы и в крупных населённых пунктах Вологодского района) был полноценный научпоп. Такой, как в Москве, Питере и других «миллионниках». Чтобы люди самых разных занятий и разного опыта, могли послушать интересных исследователей и популяризаторов, умно подискутировать и духовно обогатиться. Чтобы для аудитории это было бесплатно (таков наш принцип: брать деньги за распространение научных знаний мы находим пошлым). Мечтаем продолжать делать это и, в идеале, проводить по две лекции в месяц.

Кто занимается проектом? Имеете ли вы прямое отношение к науке?

Ядро артели – 4 человека. Есть ещё помощники, которые присоединяются для выполнения какой-то отдельной миссии, их помощь бесценна. Отношение к науке мы все имеем, поскольку любим её, видим в ней лучшее, к чему смог взойти человеческий разум. Однако, на текущий момент никто из нас не работает ни в исследовательских, ни в образовательных учреждениях. Один участник артели пишет диссертацию, публикует статьи и научпоп-лонгриды, но как свободный исследователь. Ещё один занимается сайнс-артом (его палеоэтнографические работы размещал у себя, к примеру, «Антропогенез»).

По какому принципу выбираются лекторы, темы и названия?

Лекторы либо являются «звёздами», т. е. хорошо известными столичными (реже из других городов) популяризаторами, либо местными уникальными специалистами (выступал у нас, например, биолог, посвятивший более 30 лет жизни изучению самой северной популяции зубров – они содержатся в Усть-Кубенском районе Вологодской области). Случается приглашать тех, с кем кто-либо из нас коммуницирует по своим прошлым или настоящим исследовательским занятиям. Тему можем предложить мы сами, учитывая научные интересы лектора, а можем от него же попросить несколько вариантов и устроить голосование в нашей группе.

Как строится ваше взаимодействие с городскими библиотеками?

Библиотеки предоставляют свои чудесные уютные пространства для наших мероприятий. Оказывают информационную (иногда и финансовую) поддержку. Видео и фотоконтент – это тоже, очень часто, делают библиотеки. Очень многое, без содействия городских библиотек, у нас либо не получилось бы, либо было бы затруднительным.

У вас очень живые посты в группе. Дайте совет, как рассказывать о науке простым и нескучным языком?

Все артельщики, как минимум, по одному из образований – педагоги. Может быть, хорошим рецептом здесь будет такой: представить, что вы рассказываете девятиклассникам о чём-то, о каком-угодно сложном предмете. Будете «умничать» – встретите отторжение, будете слащаво-редуцированно обсуждать проблему – всем будет скучно и к ней никто не отнесётся всерьёз (несерьёзное отношение встретит также и подача информации в стэндап-стиле). Нужно пробалансировать как-то между этими полюсами. Сейчас есть десятки талантливых популяризаторов, у которых можно учиться, да и в советском научпопе таких тоже было немало.

Если просмотреть вашу группу, можно увидеть, что вы проводите не только лекции, но и мероприятия других форматов. Hасскажите о них подробнее.

Мы организовали несколько форумов. Последний, в августе этого года, прошёл на высочайшем уровне (так нам сказали приглашённые исследователи и слушатели, да мы и сами это хорошо видели). В прошлом году мы организовали семейный лагерь со Станиславом Дробышевским: в течение недели девять семей из разных регионов страны жили на берегу Онежского озера, плавали к неолитическим петроглифам, играли в «настолки» и подвижные игры, готовили еду на костре и много беседовали о прошлом человечества. Удалось даже немного экспериментальной археологией позаниматься. В июне этого года делали научный уикенд (снова с Дробышевским): были походы по музеям, околоантропологические беседы и пикник-дискуссия на природе, где мы обсуждали всеядность нашего вида и роль, которую она сыграла в эволюции.

Что нужно учесть тем, кто собирается организовать научный форум в своём городе?

Нужно всё учесть: каким транспортом будут добираться лекторы, кто их встретит, где они разместятся? Как будет организовано питание? Чем будет заполнено время между лекциями? Как органично свести все выступления в соответствии с концепцией форума и как анонсировать событие, чтобы набралась аудитория?

Кто из известных учёных уже побывал в Вологде?

Если только о приезжих, то уже трижды к нам приезжал антрополог Дробышевский, дважды его коллега –Елена Сударикова. Приезжали палеонтологи Ярослав Попов и Дмитрий Пащенко (оба были по одному разу «вживую» и по одному разу выступали в онлайне специально для вологодской публики). Был известный популяризатор космонавтики, который сам дважды проходил отбор в отряд космонавтов – Александр Хохлов. Был астроном Владимир Сурдин, археолог Дмитрий Коробов, историки Сергей Соловьёв (выступал с лекцией о «бурных» 1960-х), София Пале (океанистка), Ольга Шемякина (специалистка по народничеству), Александр Ермаков (исследователь женщин при нацизме), Ольга Шнырова и Наталья Гафизова (обе тоже занимаются «женскими» исследованиями). Некоторое содействие мы оказали также ЦБС г. Вологды в организации лекции известного популяризатора медицины Алексея Водовозова.

Какой лектор удивил вас больше всего?

Ну, наверное, это была Елена Сударикова. Между лекциями (кстати, кроме взрослых, она прочитала в Вологде две лекции для детской аудитории), на экскурсии в музее «Вологодская ссылка», увидев фотографию Савинкова, она сообщила нам, что недавно в очередной раз перечитала его книгу «Конь бледный». Потрясающе разносторонний она человек!

Самая необычная область знания, к которой приобщились участники проекта?

Наверное, это – воздушная археология. Для тех, кто не заканчивал истфак, само словосочетание вызывает когнитивный диссонанс. С лекцией об истории этого потрясающего метода у нас выступал Дмитрий Коробов – руководитель кисловодской археологической экспедиции из Института археологии РАН. Дмитрий Сергеевич сам практикующий воздушный археолог, он летал в Европе с «гуру» воздушно-археологического поиска – Отто Браашем, читал даже лекции в Оксфорде и вот, в сентябре этого года, был по нашему приглашению в Вологде. Мы, кстати, сами ещё в 2017 г. пытались через краудфандинг собрать средства на организацию лаборатории воздушной археологии, но ничего тогда не получилось.

Расскажите, пожалуйста, о забавных случаях при организации лекций.

У одного из лекторов (он приезжал в Вологду с детьми) сын застрял на высокорасположенной дорожке загородного верёвочного парка, пришлось корректировать запланированное мероприятие. Забавным можно назвать также такой момент: в Вологодской области почти нет профессиональных астрономов и вот с одной из них – с Ольгой Владимировной Калиничевой (а она вологжанка!) нас познакомил приезжий столичный астроном - Владимир Сурдин. Неделю назад Ольга Владимировна увлекательно рассказывала нам в Библиотеке № 21 о «Царапающих Солнце кометах».

Каков отклик? Становятся ли лекции всё более популярными?

Люди благодарят за лекции. Аудитория растёт и есть такие, кто посещает все или почти все наши мероприятия. Иногда поступают предложения помощи и соучастия в наших активностях.

Какие познавательные ресурсы вы бы могли посоветовать? Книги, фильмы, сайты, курсы, журналы и т.д?

SciTopus. Это агрегатор научного и научно-популярного контента, здесь каждый обязательно что-то сможет найти себе по душе.

Не потеряли актуальности советские учебные фильмы по физике, химии, вообще, естествознанию, да и из области общественных наук тоже.

С детьми можно посмотреть французский мультсериал «Жила-была жизнь», он о человеческом организме. Прекрасный мультик – «Болек и Лелек», он воспитывает в ребёнке вкус к поиску. Есть много хороших советских историкогеографических и историкотехнических мультиков.

Курсы – это любые МООК-платформы, как русско-, так и англоязычные. Сегодня благодаря МООК можно в любой деревне, где есть Интернет, слушать понравившиеся курсы от университетов Кембриджа, «Лиги плюща» или, скажем, Гонолулу (если вдруг вы захотите постичь полинезийское искусство второй половины 19 в.)

Какие художественные книги вы любите? Помогают ли вам они в реализации проекта?

У всех разные литературные вкусы. Общие предпочтения (кроме нон-фикшн) – это, наверное, советская научная фантастика (например, сборники нф-рассказов до 1985 г., «За перевалом» Владимира Савченко или «Полдень. 22 век» Стругацких). Хороши Лем, Кларк, Брэдбери. Книги, конечно, помогают. Это ведь, своего рода, опыт, на который можно опираться и в проекте, и в жизни вообще.

Каковы планы на будущее?

Продолжить организовывать открытые лекции по самым разным областям науки.

Вопросы: Лариса Комарова, ответы: Дмитрий Долгулев (от имени научно-популяризаторской артели "Научпоп в Вологде")

Автор:
Лариса Комарова
Источник:
Централизованная библиотечная система г. Вологды