«Театр должен воспитывать и просвещать»

Из театрального кружка – в театр

В 1980-х в воскресной школе при Успенском храме в селе Верховажье матушка Ариадна Осипова собрала детей в театральный кружок, где понятным для ребенка языком объясняла Библию, ставила с детьми сценки на Рождество и Пасху, которые показывали жителям села. Затем она передала кружок семье Истоминых. Сергей Николаевич Истомин, который сейчас руководит театром, раньше был учителем. Его супруга Людмила Вениаминовна по образованию музыкальный руководитель, а по призванию – режиссер. Благодаря Истоминым детский театральный кружок вышел за пределы церкви и стал называться православным камерным театром, на спектакли которого приходят не только жители села, но и приезжают зрители из соседних районов и областей. С 2012 года театр работает при районном Центре традиционной народной культуры.

Спектакль Верховажского православного камерного театра. Фото Анны Шулятьевой

«Сначала мы репетировали в детском саду, где работает Людмила, потом в Доме культуры, – рассказывает Сергей Николаевич. – Однажды я зашел в гараж, который принадлежал детскому дому. До революции в этом помещении был купеческий склад. Доски, колеса, бензином пахнет…

И вдруг вижу сводчатый потолок, делаю «у-у-у!» – и слышу, что здесь прекрасная акустика! Сложно было добиться, чтобы нам отдали это помещение, но желания сердца исполняет Господь».

«Всё, что мы имеем, это аплодисменты благодарных зрителей»

Труппа театра состоит из самодеятельных артистов всех возрастов. Это слаженная команда, в которой все помогают друг другу, а недостаток профессионализма компенсируют искренностью. «Театр должен воспитывать, просвещать – это наше кредо, – говорит Сергей Николаевич. – Конечно, не всё получается, недочеты прикрываем музыкой, костюмами, идеей. Но всякий раз происходит что-то необыкновенное: зрители смеются и ревут, многие уходят в потрясении. Это всё мы относим к Божьему чуду».

Репетиции в театре каждый год начинаются в октябре и длятся четыре месяца. Затем в феврале открывается сезон, который продолжается до августа. Каждый спектакль обычно выдерживает 30–35 показов и уходит в историю. «У театра нет финансирования, у нас никто не зарабатывает, – делится Сергей Истомин. – Всё, что мы имеем, это благодарные аплодисменты зрителей. Деньги, которые выручаем от продажи билетов, уходят на ремонт, реквизит, костюмы для новых постановок. Еще каждый год вывозим детей на спектакли в другие города – Ярославль или Вологду».

Сергей и Людмила Истомины на репетиции спектакля. Фото Анны Шулятьевой 

«Мы как альпинисты, связанные одной веревкой»

Сергей Истомин не только руководит театром – он сам играет на сцене и пишет сценарии спектаклей. Много времени он проводит в библиотеке, изучая историю родного края. «Я пишу, как будто шью лоскутное одеяло, – говорит Сергей Николаевич. – Сначала делаю записки на разных листках, потом начинаю сшивать всё вместе и получаю сюжетную линию с главной духовно-нравственной идеей. Затем показываю жене. Моя Людмила – очень умная православная женщина и главный критик. «Ужасно, скучно, неинтересно!» – ее первая реакция всегда такая. А затем начинается процесс творчества: она сокращает, шлифует и доводит текст до совершенства, чтобы актерам было легко его произнести, а зрителям – понять. Она продумывает каждую фразу, жест, и, как говорят артисты, могла бы сыграть сама весь спектакль».

Перед началом каждого спектакля Сергей Николаевич лично встречает гостей – это целый церемониал. Одна из зрительниц однажды сказала, что посмотрела два спектакля за вечер: один на сцене, а второй – как Истомин рассаживает людей в зале.

«Когда мы начинаем репетиции, всегда заключаем с артистами устный договор, о том, что я лишаю их свободы сроком на полгода, – смеясь, рассказывает Людмила Вениаминовна. – Они «дают подписку о невыезде», запрещается даже болеть. Наши ребята шутят, что единственная уважительная причина неявки на спектакль – смерть артиста. Мы ведь как альпинисты, связанные одной веревкой: если один сорвется, он потащит за собой всех. Я же это делаю ради мужа. Если я откажусь, он будет это делать один, потому это его форма служения, а без меня он надорвется».

Репетиция спектакля в Верховажском камерном театре. Фото Анны Шулятьевой

«Вон идет мужик, который Пушкину 100 рублей должен!»

Артисты Верховажского православного камерного театра искренне увлечены сценой. Все они идут в театр после работы или учебы – тяга к творчеству и отклик зрителей вдохновляют и придают сил. «Когда Сергей Николаевич позвал меня на роль Лукерьи, я сначала сомневалась, ведь у меня учеба, работа, дети маленькие, – вспоминает Светлана Логинова, заведующая художественной мастерской Центра традиционной народной культуры. – Но наш театр особенный, каждый житель Верховажья хотел бы здесь выступать. Потом в театр пригласили и моего мужа Василия. Он теряет в зарплате, отпрашиваясь на репетиции и спектакли, но глаза у него горят. Ловить эмоции от людей – это заряжает».

«Первый раз меня пригласили в театр на роль дяди Пушкина, который был должен ему 100 рублей, – рассказывает ювелир Юрий Ромицын. – После спектакля люди стали меня на улицах узнавать, показывать: «Вон идет мужик, который Пушкину 100 рублей должен!» Сначала было очень сложно, но Людмила Вениаминовна сделала из меня человека. Я отдыхаю в театре, для меня это отдушина».

«Чувствуешь, что не зря живешь на свете»

Владимир Полежаев, начальник управления сельского хозяйства, убежден, что театр играет в первую очередь просветительскую роль, особенно спектакли, основанные на истории края, а артисты получают возможность отвлечься от повседневных забот. Ульяне Пивоваровой, журналисту газеты «Верховажский вестник», интересно «примерять на себя чужие жизни». Девятиклассница Екатерина Холзакова играет в театре уже 4 года, а до этого по много раз смотрела все спектакли с участием своей мамы: «Для меня театр – это особая атмосфера. Даже если случилась какая-то неприятность, всё становится хорошо, как только я прихожу на репетицию. Я сама по себе стеснительная, замкнутая, а благодаря театру стала понимать, что могу свободно общаться, мне стало проще контактировать с людьми».

Актриса Верховажского православного камерного театра Светлана Логинова, заведующая художественной мастерской Центра традиционной культуры с. Верховажье. Фото Анны Шулятьевой (Котлас)

Николай Ламов, председатель территориальной избирательной комиссии, признателен руководителям театра за труд и терпение в работе с непрофессиональными артистами: «Мы не актеры, но Людмила Вениаминовна много сил отдает, чтобы сделать из нас что-то. Не жалея времени, показывает, как ходить, как встать, как говорить, какая нужна интонация. Ведь никто из нас особых талантов не имеет, мне бы самому этого не сделать. Но после спектакля, когда вижу, что зрителям понравился спектакль, мне тоже хорошо: чувствуешь, что не зря живешь на свете».

В этом году на сцене театра поставлен десятый спектакль в его истории – «Посадская история. Продолжение…». Это историческая драма в двух действиях, вдохновленная реальными событиями. Первая часть спектакля рисует счастливую купеческую жизнь в Посаде, а вторая показывает трагедию революция и крах купечества. Были времена, Верховажье было богатым купеческим селом: в 1830 году по заявленному капиталу оно занимало третье место в Вологодской губернии после Вологды и Великого Устюга. Позднее у одного из верховажских купцов жена была актриса из Ярославля, которая ставила спектакли, чтобы не скучать – сохранились фотографии этих постановок. Людмила Истомина говорит, что артисты театра даже внешне похожи на актеров со старых фото, и видит в этом настоящее чудо.

Источник: Cultinfo.ru
Автор: Анна Шулятьева

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

Яндекс.Метрика