Семерых человек с катера, затонувшего в Кубенском озере, спас пятикратный чемпион России по виндсёрфингу.
В воскресенье, 30 мая, вологжане Иван Николаев и Павел Карпушев появились на Кубенском озере благодаря сильнейшему ветру. Уже 12 лет спортсмены увлекаются виндсёрфингом – гонками на досках с парусом. Именно стихия пересекла в одной точке озера пути двух спортсменов-виндсерферов и семерых человек, едва не утонувших после того, как получил пробоину прогулочный катер «Гранд Николь», на котором мужская компания шла из Вологды в Шексну.
Крики о помощи
«У нас с Павлом дачи на Кубенском озере, – рассказал «Премьеру» один из участников спасательной операции, мастер спорта и пятикратный чемпион России в национальном классе по виндсёрфингу Иван Николаев. – В тот день был сильный ветер, а нам для гонок именно это и нужно – чтобы был штормовой ветер и хорошие волны. Мы с Павлом созвонились и договорились, что погоняем на озере».
Спортсмены на катере отъехали от берега, бросили якорь и начали готовить инвентарь: собирать паруса и прикручивать их к доске. В это время, по словам Ивана Николаева, в нескольких километрах они заметили белый катер, который двигался по фарватеру.
«На сборы у нас обычно уходит минут 40, – продолжил Иван. – Пока собрались, катер исчез из виду. Но мы не придали этому никакого значения – уехал и уехал».
Иван с Павлом гоняли по озеру почти час. К тому времени порывы ветра начали усиливаться, и уставшие и замерзшие спортсмены решили вернуться к своему катеру. Сёрферы ушли ближе к фарватеру, чтобы сделать большой галс и взять направление к берегу, как вдруг услышали крики о помощи.
«Когда подошли ближе, увидели на воде трех мужчин в спасательных жилетах, – вспоминает события воскресенья Иван. – Мы крикнули, чтобы они потерпели, что мы сейчас вернемся за ними на катере».
Иван Николаев (на фото слева) и Павел Карпушев за спасение людей представлены к наградам
Силы спортсмены распределили следующим образом: Иван сел за руль лодки, а Павел шел рядом на доске, потому что у виндсёрфера на воде обзор намного больше. Именно Павел снова увидел мужчин в жилетах – к тому времени ветром их отнесло по течению примерно на пару километров.
«Первую троицу мы загрузил на катер. Их очень сильно колотило от холода. Они все были синие. Я никогда такого не видел, чтобы люди так замерзли, – говорит Иван. – Спасенные рассказали, что всего их было восемь человек, а катер утонул. Мы посмотрели вокруг, но никого больше не увидели. Поскольку у меня лодка пятиместная и волнами ее могло перевернуть, я принял решение отвезти этих людей к себе на дачу и вернуться».
На даче Ивана как раз топилась баня. Спортсмен передал спасенных мужчин родителям и стал снова собираться в озеро. В это время на берегу появился УАЗ управления МЧС, сотрудники которого начали готовить резиновую лодку.
Камнем на дно
Во второй раз Иван с Павлом оба отправились на катере. Направление они держали на то место, где, предположительно, находилось затонувшее судно. Его спасатели обнаружили по красной канистре, привязанной к носу. Она торчала как поплавок. Рядом на поверхности виднелся нос катера, который держали поплавковые камеры.
Иван с Павлом начали обследовать территорию и вскоре заметили еще четверых человек. Они держались за поплавки и канистры. К тому времени мужчины провели в ледяной воде почти два часа.
Позже выяснилось, что первые трое пострадавших, когда произошла трагедия, почти сразу спрыгнули с катера в спасательных жилетах, поэтому их сильно унесло ветром и течением. Остальные пятеро мужчин с прогулочного катера, в том числе капитан, до последнего старались удержать судно на воде, но их всё равно скинуло волной.
«Со второй партией мы провозились намного дольше, – вспоминает Иван. – Они были совершенно обессилены. Когда подплыли к первому мужчине и отцепили руки от буя, за который он держался, тот камнем пошел на дно. Павел успел схватить его за руку, и мы вдвоем кое-как вытащили бедолагу».
К каждому пострадавшему спасатели старались подходить боком лодки, чтобы было удобней затащить человека через борт. Сильные и короткие волны тем временем били о саму лодку, удержаться в которой было крайне сложно. Очередная волна сбила с ног самого Ивана, который упал за борт. Однако спортсмен быстро сориентировался и по лестнице, закрепленной на корме, снова забрался в лодку.
Затонувший катер был поднят на поверхность 1 июня
«Когда мы с остальными пострадавшими уже держали курс на берег, увидели лодку МЧС, которая, вероятно, шла с Кубенского, – говорит Иван. – Мы им сказали, что одного человека на красном круге найти не смогли. Эмчеэсовцы ответили, что круг видели, но на нем никого не было. Договорились, что они продолжат поиски, а мы повезли спасенных на берег, куда к тому времени уже подъехала скорая помощь».
Вторая группа с затонувшего катера также была отправлена в баню с горячим чаем.
Представлены к награде
Сами спасатели больше спасенных не видели. Спортсмены уехали в баню на дачу к Павлу. Мужчины с катера тем временем позвонили родным, которые приехали и отвезли их домой.
«У нас не было ощущения страха, – говорит Иван. – Все-таки мы спортсмены и более подготовлены к стихии. Мы приспособлены к подобным условиям. К тому же мы были в гидрокостюмах и защищены от ветра, а люди, которые в одежде находились в воде, тратили очень много энергии на обогрев».
Впрочем, спортсмены на самом деле всё же сильно рисковали, отправляясь спасать людей. Кубенское озеро известно своим коварством. Из-за небольшой глубины водоема волны во время сильных ветров там очень короткие и поэтому довольно опасные. Даже опытные рыбаки не решаются выходить в озеро при сильном ветре. Именно эта особенность Кубенского озера стоила жизни не одному человеку.
«На прошлой неделе мне позвонил один из спасенных, – пояснил Иван, – сказал, что меня разыскивает МЧС, чтобы представить к награде. Но мы ни на что не претендуем. Просто нужно было спасать людей».
P. S. Восьмой участник путешествия, 35-летний Алексей Катаев был обнаружен погибшим в субботу, 5 июня, местными жителями у деревни Обросово на Кубенском озере.